Иоанн Златоуст: О душе
Кто
питается благими надеждами и уповает на будущие блага, тот уже здесь
вкусил Царствия, потому что ничто так не обновляет и не возвышает обычно
душу, как благая надежда на будущее. Те, кто все старание употребляют
на украшение своего дома, богатея во внешнем, не заботятся о внутреннем и
не обращают никакого внимания на свою заброшенную, загрязненную и
покрытую паутинами душу; между тем душа тех людей, которые, оставив
заботу о внешнем, обратили все свое старание на душу, чтобы отовсюду
украсить ее, будет служить местопребыванием для Христа. А кто же может
быть блаженнее того, кто имеет обитающего в себе Христа?
Итак,
какое же будем иметь мы извинение или какое прощение, если мы при
болезни тела, где нужно и деньги тратить, и врачей звать, и терпеть
сильную боль, обнаруживаем такую заботливость, а душой пренебрегаем,
несмотря на то, что нам не нужно в этом случае ни тратить денег, ни
беспокоить других, ни подвергаться мукам, а мы сами без всего этого,
чрез одно только произволение и пожелание, можем доставить себе
исправление, и притом достоверно зная, что, если не сделаем этого,
подвергнемся крайнему наказанию и неумолимым мукам и казням? Как сидящие
в темнице, хотя всегда находятся в унынии и скорби, особенно испытывают
их в тот день, когда должны быть выведены и предстать пред самыми
дверями судьи, и, стоя пред решеткой и слыша изнутри голос судьи,
цепенеют от страха и становятся по виду нисколько не лучше мертвецов,
так точно и душа, хотя и во время самого греха терзается скорбью и
мучится, но гораздо более в то время, когда, влекомая отсюда к
загробному отчету, должна предстать пред страшным судилищем. Вот почему
она часто медлит и уходит внутрь, боится и трепещет, готовясь отлететь
от тела. <...> Для того у нас и бессмертная душа, равно как и тело
будет бессмертным, чтобы мы могли наслаждаться нескончаемыми благами. [12–2–8]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|