Иоанн Златоуст: Радуйтесь всегда о Господе
Радующийся
о Господе ни в каком случае не может быть лишен этой радости. Все
другое, о чем мы радуемся, превратно, непостоянно и удобоизменчиво, и не
только это имеет в себе недостаток, но и то еще, что, и будучи
продолжительно, не доставляет нам такой радости, которая бы прогоняла и
затмевала печаль, причиняемую нам другими предметами. А страх Божий
имеет то и другое: он тверд и неподвижен и столько источает радости, что
мы бываем совершенно нечувствительны к другим бедствиям. Боящийся Бога
как должно и надеющийся на Него приобрел себе самый корень радости и
владеет вполне источником благодушия. И как малая искра, упав в
безбрежное море, легко исчезает, так, что бы ни случилось с боящимся
Бога, все, упадая как бы в великое море благодушия, угасает и исчезает. А
в особенности удивительно то, что такой человек не перестает радоваться
и тогда, когда есть причина для печали. Если бы ничто не причиняло
печали, не было бы велико для него и то, что он может непрестанно
радоваться. Но быть выше всего, когда постигают многие бедствия,
повергающие в скорбь, и радоваться среди печали — вот это необычайно!
<...>
Итак, из сказанного ясно, что нельзя найти у мирских людей ни одного
рода жизни, в котором бы благодушие было постоянным достоянием; а что
верующий не может не наслаждаться непрестанною радостью, и это
постараюсь опять доказать, чтобы вы не только узнали эту беспечальную
жизнь, но и поревновали о ней.
Представим же человека, который не знает
за собою никакой вины, но имеет добрую совесть, стремится к будущему и
пребывает в благих надеждах: что может, скажи мне, повергнуть его в
печаль? Не всего ли невыносимее представляется смерть? Но ожидание ее не
только не печалит, а еще весьма радует его: он знает, что наступление
смерти есть избавление от трудов и приведение к венцам и наградам,
назначенным для подвизавшихся в благочестии и добродетели. [2–2–18]
***
А
безвременная кончина детей? Но и это переносит он мужественно и говорит
словами Иова: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне
благословенно! (Иов 1, 21). Если же смерть и потеря детей не могут
опечалить, тем более ущерб в имуществе, поношения, обвинения, клеветы и
болезни телесные никогда не могут поразить столь великой и доблестной
души. Так и апостолы подвергались побоям, но не скорбели. Велико уже и
это: но гораздо важнее то, что они не только не скорбели, но и самые
бичи делали поводом к еще большей радости и возвратились из синедриона,
радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.
5, 41).
Оскорбил кто и обругал такого
человека? Но он научен Христом радоваться среди поношений: Радуйтесь,
говорит (Христос), и веселитесь… когда будут поносить вас и гнать и
всячески неправедно злословить за Меня… ибо велика ваша награда на
небесах (ср.: Мф. 5, 11–12). Впал он в болезнь? Но он слышал, как другой
увещевает и говорит: В болезни твоей и в бедности веруй Ему, ибо золото
испытывается в огне, а люди, угодные Богу,— в горниле уничижения (Сир.
38, 9; 2, 5–6). Если же ни смерть, ни потеря имущества, ни болезнь
телесная, ни бесчестие, ни поругание, ни иное что подобное не может его
опечалить, напротив, еще и радует, то какая будет у него еще причина
печали? Что же, скажешь, разве святые не скорбели? Не слышишь ли, что
говорит Павел: Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу
моему (Рим. 9, 2)? Вот это самое и удивительно, что скорбь приносила
пользу и радость от самого плача... И вот что еще удивительно: мирская —
не только печаль, но и радость — наносит крайний вред, а в делах
духовных совсем напротив: не только радость, но и печаль имеет великое
сокровище благ; а как это, я скажу. Нередко иной в мире радуется, видя
врага в несчастии, и этою радостью навлекает на себя великое наказание.
Другой, опять, скорбит, видя брата падшим, и этою скорбью приобретает
себе от Бога великое благоволение… [2–2–18]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|