Иоанн Златоуст: Но откуда видно, спросишь ты, что Христос происходит от Давида?
Если
Он родился не от мужа, а от одной только жены, а родословия Девы у
евангелиста нет, то почему мы можем знать, что Христос был потомком
Давида? Здесь два вопроса: почему не дается родословия Матери и почему
именно упоминается об Иосифе, который нисколько не был причастен к
рождению? По-видимому, последнее излишне, а первое требовалось бы. Что
же нужно решить сначала? Вопрос о происхождении Девы от Давида. Итак,
откуда мы можем знать, что Она происходит от Давида? Слушай: Бог
повелевает Гавриилу идти к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома
и отечества Давидова (Лк. 1, 27). Чего же яснее этого хочешь ты, когда
слышишь, что Дева была из дома и отечества Давидова?
Отсюда ясно, что и Иосиф происходил из того же рода, потому что был
закон, повелевавший брать жену не иначе, как из своего колена. А
патриарх Иаков предсказал, что Христос восстанет от колена Иудова,
говоря так: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его,
доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10).
Пророчество это, скажешь ты, действительно показывает, что Христос был
от колена Иудова, но что Он происходил и из рода Давидова, этого еще не
показывает. Разве в колене Иудовом не было ни одного рода, кроме
Давидова?
Нет, было много и других родов, и можно было принадлежатьк
колену Иудову, но не происходить еще из рода Давидова. Чтобы ты не
сказал этого, евангелист разрешает твое сомнение, говоря, что Христос
был из дома и отечества Давидова. Если хочешь убедиться в этом иным
образом, то мы не затруднимся представить и другое доказательство. У
иудеев не позволялось брать жену не только из другого колена, но и из
другого рода или племени. Поэтому приложим ли мы слова: из дома и
отечества Давидова к Деве, сказанное остается несомненным; приложим ли к
Иосифу, сказанное о нем будет относиться и к Деве… [7–2–2–3, 4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |