Князья и святые Великого княжества Нижегородского. Святитель Дионисий.

В.В. Цверов. Князья и святые Великого княжества Нижегородского

Святитель Дионисий

Из истории духовной жизни Нижегородского края нам хорошо известны такие деятели как патриарх Никон, неистовый Аввакум, преподобный Серафим Саровский. О них написано много, а вот о нижегородце, первым причисленном к лику святых, мало кто знает. А это был человек, оставивший значительный след в духовной истории Руси. Имя его Дионисий.

В начале XIV века в Нижний Новгород из далекого Киева пришел молодой иеромонах (монах-священник). Своими руками пришелец выкопал себе пещеру в высоком берегу Волги и поселился в ней. Здесь, в пещере, поставил он принесенную с собой икону Печерской Божьей Матери. Звали его Дионисием, а в миру Давидом.

Иноческий искус Дионисий прошел в Киевском Печерском монастыре. Находясь в нем, молодой монах много читал. Особенно близок ему был труд летописца Нестора о житии Преподобного Феодосия Печерского.

Став иереем, Дионисий решает идти по стопам преподобного и организовать свой монастырь. В поисках монашеского подвига иеромонах направился на север. В это время вся Русь устремилась на север, в глухие леса, даже митрополит переехал из Киева во Владимир. Место для будущего монастыря Дионисий выбрал недалеко от города, так же, как в свое время это сделал Феодосий. Он не изолировал монастырь от общества, а ставил его в тесной связи с миром, как бы предназначая для общественного служения.

Недолго прожил Дионисий в уединении. К нему стали стекаться жаждущие духовной жизни. Со временем молодой отшельник образовал на этом месте монастырь Вознесения и стал его игуменом. Бытовую и духовную жизнь иноков Дионисий устроил по образцу знаменитого Киевского Печерского монастыря. Поэтому монастырь Вознесения со временем стали называть Нижегородским Печерским.

Строительство монастыря двигалось медленно. Причиной была экономическая ослабленность Нижегородского княжества из-за неоднократных набегов татар. Наследовавшему в 1309 г. Суздальско-Нижегородское княжество внучатому племяннику Александра Невского, князю Александру Васильевичу приходилось трудно. Но как только обстоятельства изменились к лучшему, он стал помогать Дионисию в строительстве монастыря. Это время настало в 1328 г., когда ордынский хан Узбек, боясь усиления Владимирского княжества (в правление Ивана Калиты) произвел его раздел и дал ярлык на княжение в Суздале, Городце и Нижнем Новгороде Александру Васильевичу.

Под умелым управлением Дионисия Печерский монастырь становится крупной феодальной единицей края и центром его просвещения. Монастырский комплекс того времени включал собор, колокольню, многочисленные рубленые келейные корпуса, трапезную и хозяйственные постройки.

При монастыре под руководством Дионисия началось местное нижегородское летописание, благодаря которому мы в основном и знаем историю тех времен.

Печерский монастырь, играя видную роль в жизни Нижегородско-Суздальского княжества, разделял его участь и неоднократно разорялся монголо-татарами, но всякий раз восстанавливался. Даже оползень берега с монастырем, произошедший в конце XVI века, не поставил точку на истории монастыря. Он был перенесен в сторону Нижнего Новгорода на расстояние около двух километров, где и радует глаз горожан и пассажиров речных судов до настоящего времени.

На месте же монастыря Вознесения, основанного Дионисием, построена Печерская церковь. По мнению ее прихожан - это одна из лучших действующих церквей Нижнего Новгорода.

История сохранила нам имена некоторых учеников святого Дионисия, живших бок о бок с ним в монастыре. Один из них - ученый монах Павел Высокий, о котором в летописи упоминается как о философе, прекрасно владеющем книжной мудростью. Имя другого, Евфимия, ставшего впоследствии архимандритом Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, сохранилось в названии надвратной церкви Печерского монастыря. Наиболее известным воспитанником Дионисия является Макарий, пришедший в монастырь Вознесения в возрасте всего восьми лет. Это тот Макарий, который основал два монастыря на Керженце и Унже, носящие его имя.

Князь Александр Васильевич, вкладывая средства в монастырь (в духовное возрождение княжества), рассчитывал на отдачу в будущем и не ошибся. В тесном союзе с местным духовенством и его бесспорным лидером Дионисием, нижегородские князья в 1342 г. добиваются создания Великого (самостоятельного от других княжеств) Нижегородско-Суздальского княжества со столицей в Нижнем Новгороде. Дионисий был духовным наставником почти всех великих князей на протяжении всей истории этого княжества. Он вдохновлял их и мирил между собой. Существование великого княжества Нижегородского настолько связано с Дионисием, что, когда умрет святой, в нем пойдут раздоры между князьями, и оно падет.

В Нижнем Новгороде в 1350-52 гг. был воздвигнут каменный храм Боголепного Преображения, ставший главной святыней Низовской земли. В храм перевели древний образ Спаса, писаный в Греции и находившийся до того времени в Суздале. Спасо-Преображенский собор, к сожалению, не сохранился. Он неоднократно перестраивался, а в 1929 г. был взорван большевиками. Стоял собор в районе современного Дома Советов в кремле.

При Спасском соборе архимандрит Дионисий по заказу князя Константина Васильевича составляет свод русских летописей. Ныне он известен как знаменитая Лаврентьевская летопись. Она дошла до нас в оригинале с припиской мниха Лаврентия, который писал ее с помощниками. В приписке говорится, что рукопись писана "по благословению священного епископа Дионисия", то есть под его руководством.

Курирование составления летописи было ответственным и сложным делом: на Руси шла междоусобная борьба, политические события развивались стремительно, происходила смена одних князей другими, территории постоянно переподчинялись, на все это накладывалось татаро-монгольское иго с его частыми приходами войск ордынцев.

О тесной связи нижегородских князей с Дионисием можно судить уже по тому, что в конце жизни некоторые из них оставляли мир и постригались в Вознесенском и монастыре у своего знаменитого духовного наставника. Так в 1363 г. поступил Андрей Константинович, оставив великокняжеский стол своим братьям. Вслед за ним у Дионисия постриглась его жена Васса, которая будет причислена к лику святых. В Печерском монастыре схиму примет и Великий князь Дмитрий Константинович.

В 1364 г. Дионисий встретился с Сергием Радонежским, пришедшим в Нижний для примирения князей, братьев Константиновичей Дмитрия и Бориса. Тогда еще просто игумен, Сергий выполнял поручение Великого князя Владимирского Дмитрия Донского и митрополита всея Руси Алексия. Но увещевания преподобного не помогли, и он по велению митрополита закрыл все церкви в Нижнем Новгороде. Это была обычная для католической церкви практика интердикта, когда в области или стране, почему-либо отказавшейся подчиняться верховной власти папы римского, запрещалось совершать богослужения и таинства. В православной же церкви на Руси это было неслыханным явлением и потому не имело успеха. Только подвод войска под стены Нижнего Новгорода заставил отступиться от великокняжеского стола Бориса - младшего их двух братьев. В ходе этой междоусобной борьбы княжество ослабло, и митрополит от Суздальско-Нижегородской епархии отсоединил Городец и Нижний Новгород, включив их в состав Владимирской епархии.

Дионисий и Сергий ратовали за мир между русскими князьями, и общая цель сблизила их. В том, что конфликт между нижегородскими князьями был разрешен без кровопролития, большая заслуга этих двух святителей. У Сергия и Дионисия было много общего. Оба они начинали с отшельнической жизни, оба основали монастыри, стали игуменами, только Дионисий на четверть века раньше. Сергий Радонежский высоко ценил высокообразованного архимандрита.

В этом же году после смерти суздальского епископа Алексея на его место, по совету Сергия, поставили Дионисия. Святителю пришлось переехать в Суздаль. Там Дионисия встретил Евфимий - его воспитанник, который в 1352 г. покинул Печерский монастырь и устроил в Суздале обитель Преображения Господня, став ее архимандритом. О том, как жил Дионисий в Суздале, сведений не сохранилось. Известно только, что в это время он поставил в иеромонахи преподобного Григория Авнежского.

Лишь через десять лет совместными усилиями Дионисия и Великого Нижегородского князя Дмитрия Константиновича удастся воссоединить Нижегородско-Суздальскую епархию, и епископ вернется в Нижний Новгород. С этого времени в пределах всего княжества стала одна епархия.

По поводу поставления Дионисия епископом Суздаля, Нижнего Новгорода и Городца в Рогожском летописном списке имеется запись. Летописец, как правило немногословный и скупой на похвалу, забывается, давая характеристику святителю: "Дионисий был избран потому что был мужем тихим, кротким, смиренным, премудрым, разумным, мудрым и рассудительным, умудренным в божественных писаниях, учительным и имеющим дар толковать по книгам, устроителем монастырям и наставником монашеской жизни, и управителем церковного чина, и основателем общего жития в монастырях, и подателем милостыни. Дионисий прославился постом и великой любовью ко всем, и трудом христианского подвига, и множеством братьев руководил и был пастухом христова стада и, проще сказать, обладал всеми добродетелями".

В ноябре 1374 г. к Нижнему подошел полуторатысячный отряд татар во главе с послом Мамая Сарайкой. Какова была цель прихода ордынцев, новгородцы не знали. В городе за главного оставался сын великого князя Василий Кирдяпа. Все остальные члены княжеской семьи выехали на крестины внука Дмитрия Константиновича (сына Дмитрия Донского) Юрия в Переяславль. Василий Кирдяпа, боясь заразы, свирепствовавшей в то время в Орде, перебил большую часть татарского отряда, а Сарайку с его личной дружиной, взяв в плен, увел в город. Узнав о произошедшем, Дмитрий Константинович послал своих воинов в город и приказал развести Сарайку с дружиной. 31 марта воины прибыли в Нижний, но Сарайка понял замысел князя и со своей дружиной вбежал во владычный двор и заперся в нем. Татары зажгли постройки и начали стрелять. Многих ранили и убили. Стреляли и в епископа Дионисия: "и захотел владыку убить и запустил в него стрелу, и стрела полетела и оперением коснулась края подола епископской мантии". Тогда нижегородцы, любившие Дионисия, ворвались во двор и перебили всех татар вместе с Сарайкой.

Вернувшись в Нижний Новгород, епископ продолжил работу по составлению летописей. Последним описанием, сделанным рукой Дионисия, было повествование о "пьянском побоище", произошедшем в 1377 г. Тогда мордовские князья привели татар из Мамаевой Орды, и они внезапным нападением разбили нижегородское войско. Вот как звучит фрагмент описания тех событий у Дионисия: "Истопша в Пьяне множество князей и бояр, и вельмож, и воевод, и слуг, и воинства бесчисленно, и был на всех ужас великий и страх мног, и изнемогли все и бежали (татары) полон мног бесчислен собрали и пошли к Новгороду к Нижнему". Город был сожжен. После этого приходила грабить мордва, а затем снова татары.

В это время сгорел знаменитый храм Спаса Преображения. Вместе с храмом прекратил существование и находившийся при нем скрипторий, где под руководством Дионисия долгие годы писалась летопись. Работа над составлением летописей в прежних масштабах оказалась невозможной.

В это время в 1378 г. умер митрополит Алексий, и Дионисий, как уже известный епископ, включается в решение общерусских дел православной церкви. Ситуация была сложная. Приемником Алексия, по решению патриарха Филофея, должен был стать митрополит Киприан, поставленный еще в 1375 г. во главу Киевской и Литовской митрополии.

Для сохранения единства русской православной церкви тогда собором было определено, что после кончины Алексия Киприан возглавит всю русскую церковь как митрополит Киевский и всея Руси.

Но Дмитрий Московский воспротивился этому. Дело в том, что Киприан подходил к оценке событий с точки зрения равенства всех князей русских перед лицом церкви, а Дмитрий уже привык использовать в междоусобной борьбе силу духовной власти, принадлежавшую до этого его опекуну (в малолетство) - митрополиту Алексию. Кстати сказать, Алексий за ущемления интересов одних князей в пользу других вызывался на суд в Константинополь, и это послужило причиной разделения русской митрополии на две: Западную и Восточную.

Дмитрий Московский предложил возглавить русскую церковь Сергию Радонежскому, но преподобный указал на Киприана, как законного архипастыря. Установление митрополитом кого-либо иного кроме Киприана приводило снова к разделению русской митрополии на Западную и Восточную. Но московский князь не согласился, и Сергий "указал на Суздальского епископа Дионисия, как на человека наиболее достойного сего сана". Князь и от этого предложения отказался, понимая, что в этом случае митрополичий двор, всего вернее, переедет из Москвы в Нижний Новгород, к другому Великому князю земли русской. О давней и верной дружбе между Дионисием и Дмитрием Константиновичем, как зять нижегородского князя, он хорошо знал.

Дмитрий Московский решил поставить в митрополиты своего печатника, Новоспасского архимандрита Митяя. Он добивается от нового патриарха Макария (к тому времени патриарха Филофея не стало) одобрения кандидатуры своего ставленника. Но Митяй не стал ждать утверждения себя на церковном престоле. Он переехал в митрополичьи покои и в святительской мантии с посохом появился в соборе. Поведение любимца московского князя вызвало негодование высшего духовенства. Тем временем митрополит Киприан прибыл в Москву. Князь велел схватить его и выдворить из столицы. Выдворенный Киприан предал проклятью Дмитрия и его бояр за бесчестье его святительства. Эта анафема не будет снята с московского князя и через два года, когда он выведет русское войско на Куликово поле.

Положение Митяя после анафемы стало затруднительным, ведь он не был даже введен в сан епископа. Поэтому Дмитрий Московский собрал из разных городов епископов для возведения Митяя в этот сан. В летописях отмечается, что "Ни один из них не решился выступить против Митяя. Лишь один Дионисий, суздальский епископ, возразил великому князю". Он предложил во всем положиться на волю константинопольского патриарха и отправить Митяя на постановление в Царьград. Высшее духовенство поддержало Дионисия и великому князю пришлось уступить. Митяй сделал карьеру как приказной человек, поэтому он преуспел в сборе даней и оброков, но ему трудно было выдерживать диспуты с епископом, далеко превосходившим его образованностью и авторитетом. Очевидно, противостояние Дионисия с Митяем имело политическую подоплеку. Дионисий, по мнению некоторых ученых, был представителем дипломатии нижегородских князей, и это весьма логично, но источников, подтверждающих эту версию, не сохранилось. Более обоснованным является мнение, что Митяй представлял силы, ратующие за сближение с Ордой, а Дионисий - единения обеих частей митрополии в борьбе с Ордой. Эта версия хорошо согласуется с дальнейшими событиями.

Несмотря на активное сопротивление, Митяй не оставил занятого им поста и решил "зажать" Дионисия. Предание гласит, что он стал придираться к иерею, говоря: "Недостойно ты поступил, епископ, пришел в Москву раньше всех, а у меня не был, не поклонился мне, не попросил у меня благословения, не оказал мне подобающей чести". На что Дионисий резонно ответил: "Я епископ, а ты поп, так можешь ли благословить меня?". Не найдя логического основания, Митяй дошел до открытых угроз и говорил Дионисию, что не оставит его и попом, когда возвратится из Царьграда, и что собственными руками спорет скрижали с его мантии. Дионисий решил искать справедливость у патриарха и стал готовиться к отъезду в Византию. Проведав об этом, Митяй преподнес князю события так, как будто Дионисий хочет ехать в Царьград для получения сана митрополита. В результате епископ оказался под стражей.

События в истории имеют свойство повторяться, так было и в происходящем с Дионисием, который страдал за каноническую приверженность подобно Новгородскому епископу Нифонту. У этих двух святых так много общего, что приходится только удивляться: оба воспротивились незаконному возведению в сан митрополитов (один Климента, а другой Митяя) и были заточены; оба постриженики Киевской Печерской лавры, были епископами в северных княжествах (Новгородском и Нижегородском) и скончались в Киеве; оба занимались летописанием; даже мощи их будут лежать рядом в Антониевых пещерах. Разделяло их только время - два с половиной столетия.

Благодаря порукам Сергия Радонежского Дионисий был выпущен на свободу. Он сразу же уехал из Москвы в Суздаль, а затем в Нижний Новгород. Скоро по церковным делам его вызвал к себе в Царьград Вселенский патриарх (видимо, патриарх решил узнать о событиях в России из первых уст). И Дионисий отправился в путь. Не желая попасть в руки Мамая, Дионисий избрал дорогу по Волге через Сарай, в котором правил противник Мамая.

Проклятие Киприана, неодобрение высшего духовенства и отбытие Дионисия в Царьград побудили Дмитрия Московского поспешить с утверждением Митяя во главе митрополии. 26 июля 1379 года вслед за Дионисием в Царьград отправилось посольство Митяя (он просидел наместником в Москве полтора года). Посольство двинулось кратчайшим путем через Рязань и Мамаеву Орду. Митяй скоро прибыл в ставку Мамая, где провел переговоры о мире. В результате хан Мамаевой Орды Тюлякбек выдал посольству ярлык (грамоту), в которой, в частности, говорилось, чтобы на них молились молебники и весь поповский чин и "какова дань ни будет или какая пошлина - а им платить ее не надо, их дело в спокойствии молить Бога и воздавать молитвы. Рассудив, мы тем самым пожаловали Михаила митрополита. И как сядет на свой стол во Владимире, пускай Богу молит за нас и за родственников наших сейчас и после и воздает молитвы". Действия посольства подтверждают гипотезу стремления сил поддерживающих Митяя к сближению с Ордой.

При подходе к Константинополю, когда с корабля можно было видеть город, Митяй "разболелся и умре на море". Посольство князя решило вместо умершего Митяя в митрополиты поставить архимандрита Пимена, который также был в составе посланцев. Для этого в чистой грамоте с печатью московского князя вписали новую кандидатуру. Киприан в это время также находился в Константинополе, и между ним и новым претендентом на митрополию началась тяжба. В этой борьбе послы Дмитрия Московского израсходовали на подкуп царьградских чиновников большие наличные средства, которыми снабдил их князь, и через кабалы наделали огромных долгов. Да таких, что они были соизмеримы с данью Руси Орде; московская казна не могла их оплатить в течение многих лет. В этой ситуации Киприан отказался от прав на восточную часть митрополии, и синод рукоположил Пимена в сан митрополита Киевского и всея Руси с оговоркой, что в управление православной церкви в малой Руси и Литве он вступит только после смерти Киприана.

Вскоре в Константинополь прибыл епископ Дионисий. Он выступил с резким обличением против послов и заявил, что "все случившееся с ним (Пименом) есть зло для той (русской) церкви, ведущее к расколу, смуте и разделению вместо того, чтобы поддержать согласие, мир и единство". Но приехал он слишком поздно. Где, кем и по какой причине Дионисий был задержан, автору выяснить не удалось.

В те времена Константинополь был христианским центром. Не зря русские называли его Царьградом, в городе было большое число соборов и монастырей. Притом в каждом из них имелись святыни: в Апостольской церкви - мощи основателей святого града Константина и Елены; в Влахернах - покров Богородицы, сокрытый в ларце… В одной Святой Софии их было множество. Это и мощи Иоанна Златоуста, и икона Богородицы, заплакавшая при взятии Царьграда итальянцами, и животворящий Крест Христов, и многое другое. Епископ, попав во "второй Рим", желал поклониться и долго поклонялся святыням. Но Дионисий не был бы Дионисием, если бы забыл о пастве своей. В 1381 г. из Царьграда он высылает две большие иконы Богородицы Одигитрии, одну - для суздальского собора, другую - для восстанавливавшегося храма Спаса а Нижнем Новгороде.

Вселенский патриарх Нил по достоинству оценил заслуги епископа. В 1382 году Дионисий возвращался на Русь в более высоком сане - архиепископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого. Патриарх вручил ему священные ризы с четырьмя крестами и стихарь с источниками. Для церквей своей епархии Дионисий вывез из Царьграда "страсти Спасовы и мощи многих святых, и кресты и иконы". Это было неординарное событие, имеющее большое значение для возвышения Суздальско-Нижегородского княжества. Тогда даже Москва имела мощи всего двух святых. Значение сделанного Дионисием трудно оценить, если не учитывать, что в XIV веке почитание святого без наличности его материального тела было немыслимым делом.

Перед выездом на Русь патриарх Нил поручил Дионисию разобраться с возникшей в Новгороде Великом и Пскове ересью, снабдив для этого архиепископа патриаршей грамотой.

Это была первая на Руси ересь - "стригольников", отвергавших законность и необходимость высшей церковной иерархии. Ересь возникла в среде псковских книжных людей, недовольных чисто фискальной зависимостью от новгородского епископа. Он собирал с псковского духовенства различные пошлины (например за посвящение) и вызывал псковских клириков к суду в Новгород, что также было связано с большими расходами. По своей же организации Псковская церковь была совершенно самостоятельна.

"Книжные люди", найдя в священном писании, что "апостол Павел повелел учить и простому человеку", поставили себя сами учителями над народом. Стригольники, строго судившие церковные нестроения, отвергнув церковное учение о таинстве покаяния, "сами стали черпать из мутного источника". И начались "страшные вещи: миряне судят священников и казнят их, возводят сами на себя сан священства и совершают крещение, мужики озорные на клиросе поют и паремью и апостола на амвоне чтут да еще и в алтарь ходят". Карп Стригольник (основатель секты) говорил, что "недостоит над умершими ни пети, ни поминати, ни службу творити, ни приноса за мертвых приносити в церкви, ни милости давати за душу умершего". Тем он отрицал главную функцию молитвенников в удельной Руси.

Стригольники "не установили чего либо похожего на общую исповедь, как это делали некоторые другие сектанты, а выдумали нечто свое: вместо исповеди у священников они учили каяться самому, припадая к земле". Полагают, что этот обряд мог означать тайную исповедь самому Богу, а припадание к земле совершалось для того, чтобы иметь возможность сосредоточиться, подобно тому, как у кальвинистов есть обряд по входе в церковь, при первой личной молитве закрывать глаза рукой, платком или шляпой. Также возможно, что в обряде припадания к земле действовала привычка древнеязыческого олицетворения Земли-матери, за что их и обличали. Художественная иллюстрация исповеди матери земле сохранилась в духовном стихе:

Уж как каялся молодец сырой земле:
"Ты покой, покой матушка сыра земля!
Есть на душе три тяжких греха,
Да три тяжких греха, три великих:
Как первый на душе велик тяжек грех
- Я бранил отца с родной матерью;
А другой на душе велик тяжек грех
- Уж я жил с кумой хрестовою,
Уж мы прижили младого отрока;
А третьий - от души велик тяжек грех
- Я убил в поле брателка хрестового".

Так у стригольников тесно переплетались языческие воззрения с христианскими. Дионисий блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Ему удалось смирить стригольников с церковью "средствами благоразумного убеждения", разъясняя, на что идут церковные пошлины, и в чем заблуждения сектантов. В результате и без того высокий авторитет Дионисия еще более возрос.

Высшее духовенство и русские князья были недовольны разделением русской митрополии на две и поставлением в восточной ее части митрополита Пимена. Под их давлением Дмитрий Донской был вынужден уступить и заменить митрополита. Вернуть из Киева в Москву Киприана он не мог, так как уже дважды выгонял его. Другой кандидатурой на этот пост мог быть только архиепископ Дионисий, заслуживший благословение самого патриарха Нила. И в 1383 году Дионисий в сопровождении игумена Симонова монастыря Феодора, бывшего духовником Дмитрия Донского, выехал в Константинополь для постановления в сан митрополита и принял этот сан в 1384 году.

Но на обратном пути из Греции его задержал киевский князь Владимир Ольгердович, объявив, что "Киприан есть глава всей Русской церкви". Дионисий был заключен в Киево-Печерской лавре и через год 26 июня 1385 года умер (по некоторым источникам 15 октября 1384 года). Феодор, получив от патриарха сан архимандрита, один вернулся в Москву. То, что он оставил Дионисия одного, видимо, не случайно. Есть основание полагать, что к заточению Дионисия Феодор имел непосредственное отношение. Ибо в 1386 году Феодор был снова послан великим князем (Дмитрием Донским) в Константинополь с требованием низложить митрополита Пимена и новыми доказательствами его виновности. Но вместо этого он "сошелся с Пименом и бежал к туркам". Пимен посвятил Феодора в сан епископа Ростовского, и он с согласия митрополита присвоил себе титул архиепископа. Кстати сказать, оба они в 1387 году были низложены Константинопольским собором.

Жизненный путь святителя Дионисия закончился там, где и начинался, ведь он пришел в Нижний Новгород из Киево-Печерской лавры. Там, в Антониевых пещерах он был погребен, и мощи его долго оставались нетленными. Но в результате неприятельских нашествий в середине XVII века они вместе с мощами других угодников были истреблены. Дионисий канонизирован и почитается церковью как русский святой 9 июля. Но на Нижегородской земле святой Дионисий чтится не столь широко, как того заслуживает. Вероятно, это связано с тем, что погребен не у нас, а в Киеве. Настало время исправить такое положение и поставить в Нижнем Новгороде его патриоту - святому Дионисию, как человеку, имеющему большие заслуги перед русской культурой, памятник. Лучше всего было бы поставить памятник у Печерской церкви, на месте возведенного Дионисием монастыря Вознесения, и повесить мемориальную доску на Доме Советов в кремле, где в Спасо-Преображенском соборе под руководством Дионисия создавалась знаменитая Лаврентьевская летопись.

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter