
Святой праведный
Симеон, Верхотурский чудотворец
Одним из самых почитаемых
святых Уральской земли считается
праведный Симеон, Верхотурский и всея
Сибири чудотворец. Чрезвычайно скудны
сведения о жизни святого Симеона в селе
Меркушино, где он поселился, пройдя
долгий путь из центральных районов Руси
до северного Урала. Жизнь его сводилась
к двум внешним действиям: шил полушубки
да ловил рыбу. Симеон, портняжничая,
имея отличный инструмент, часто вел
рассказы. Зная наизусть многие места
Ветхого и Нового Заветов, многочисленные
притчи из жизни древних святых, он
превращал свое пребывание в доме
какого-либо меркушинца в настоящую
неназойливую проповедь, поучение, благой
совет. И нередко в том доме, где пребывал
«грамотный портной», кроме хозяев,
собиралась немалая группа соседей.
Симеон давал жителям
советы в лечении от различных болезней,
в воздержании от вредных привычек. Он
и сам черпал опыт от местных знахарей,
собирал травы, сушил их в своей избушке,
безвозмездно давал советы болящим,
успокаивал молитвой и благословением,
направлял на исповедь в церковь, нередко,
по существу, исцеляя больного. Симеон
одинаково относился и к бедным, и к
зажиточным крестьянам, своим заказчикам, почти
не беря платы, а довольствуясь ночлегом
или достаточным, как он считал, узелком
с пропитанием на ближайшее время. Умер
Симеон Верхотурский в 1642 г.
Спустя 50 лет после
смерти Симеона гроб с нетленными
останками праведника стал восходить
из земли. От мощей шло благоухание, и
вскоре были замечены первые случаи
чудесного исцеления. Впоследствии из могилы
Симеона Верхотурского забил источник
со святой водой. И потекла от новоявленного
святого река благодатных исцелений.
Слава нового угодника Божия росла, и в
1704 г. его мощи торжественно были перенесены
в город Верхотурье. С тех пор стали звать
его Симеоном Верхотурским, а до этого
все знали его как Симеона Меркушинского...
...До революции 1917 г.
почитание святого Симеона в России было
практически повсеместным. В конце XIX
века количество паломников, приходивших
на поклонение его святым мощам из
урало-сибирских, а также Новгородской,
Тверской, Петербургской, Архангельской
и других европейских губерний, составляло,
по оценкам современников, в конце XIX
века 50 тысяч человек, в начале ХХ века
— 60 тысяч, а в годы Первой мировой войны
— 90–120 тысяч человек ежегодно.
В 1886 г. на месте обретения
мощей святого Симеона был возведен
небольшой Свято-Симеоновский храм,
который светлой и просторной галереей
соединялся с величественным собором в
честь Архистратига Божия Михаила.
В советское время мощи
были поруганы, источник в Меркушино
засыпан. Мощи перевезли в Нижнетагильский
краеведческий музей, но люди стали
приходить туда для поклонения святыне
и молитвы. Поэтому вскоре мощи были
отправлены в Екатеринбург и выставлены
сначала в Ипатьевском доме, а затем
убраны в запасники краеведческого музея
в Зелёной Роще, который размещался в
здании собора Александра Невского.
Стройный архитектурный ансамбль села
Меркушино был уничтожен: в 1931 г. был
взорван Михаило-Архангельский собор,
в 1945-м разобрана на кирпичи галерея,
Свято-Симеоновская церковь сначала
служила спортзалом, а затем была заброшена
и постепенно разрушалась. В наши дни
вновь множество богомольцев стекается
к мощам праведного Симеона в Верхотурье, к чудотворному его
источнику в селе Меркушино.
По материалам сайтаверхотурье.рф/merkushino/SimeonVerhot
|