Молитесь,
непрестанно молитесь
Молитесь, прошу вас, по
завещанию апостола Павла: Непрестанно
молитесь (1 Фес. 5, 17). Святые отцы говорят:
«Если ты богослов, ты молишься хорошо,
и если ты хорошо молишься, то ты богослов».
Действительно, святые отцы пустыни
учат, что посредством различных телесных
подвигов, делания и созерцания,
нравственного и духовного любомудрия,
трезвения и молитвы ум человека очищается,
просвещается и совершенствуется и
впоследствии получает дар богословия,
не рассудочного богословия, которым
занимаются в университетах, а богословия,
происходящего и струящегося из
Божественного источника, откуда поистине
вечно проистекают реки Божественного
богословия.
От молитвы зависит
спасение человека, потому что молитва
приближает его к Богу и соединяет с Ним.
А когда человек с Богом, тогда он не
сбивается с нравственного пути, потому
что следит за каждым своим шагом. Несмотря
на нашу осторожность, диавол не прекращает
нас подкарауливать, чтобы, застигнув в
час немощи, увлечь на свою дорогу, которая
всегда очень круто идет вниз. Посему,
возлюбленные мои чада, совершенно
необходимо, чтобы мы всегда были вооружены
непрестанной молитвой сладчайшему
Иисусу.
Мы не должны упускать
из виду, что на умную молитву ополчаются
и ей препятствуют демоны, чтобы рассеянием
сделать ее тщетной. Самые разные мысли
окружают ум бедного человека во время
молитвы, дабы похитить плод молитвы и
оставить молящемуся только листья —
телесный труд и старание.
Поэтому желающий хорошо
помолиться должен прежде молитвы изгнать
любое попечение и любой помысел. Ум же,
подобно надсмотрщику, пусть следит за
произносимыми словами, чтобы молитва
стала плодоносным источником Божественной
помощи и благодати...
...Итак, смотри: молитва
дарует благодать не только молящемуся,
но, переливаясь через край, разливается,
передается через него творению. Когда
он вдыхает, то очищается, оживотворяется,
освящается сам. Когда выдыхает, то не
сам он, а Божественная благодать очищает,
оживотворяет и освящает творение.
Я знаю тысячи душ в
миру, я бы сказал, во всем мире, которые
понуждают себя на молитву, и это приносит
чудесные плоды. Молитва укрепляет их в
духовном подвиге, она просвещает их
изнутри, и они исповедуются глубоко,
искренне и, огорченные своими помыслами
и искушениями, которые поднимает молитва
со дна души, с трепетом прибегают к
Пречистым Таинам. И снова на борьбу с
помыслами и страстями, и снова к Таинам.
И они не могут более жить без молитвы.
Молитва — это дыхание.
Когда человек дышит, то он живет, заботится
о своей жизни. Начинающий молитву
начинает исправлять всю свою жизнь под
руководством духовного отца. И как
солнце, восходя, пробуждает, освещает,
оживотворяет все вокруг, так и Солнце
Правды, Христос, через молитву восходя
в уме и в сердце человека, пробуждает
его для дел света и невечернего дня.
Итак, братия, глава
подвижников Великий Антоний говорил:
«Всегда дышите Христом». И апостол
яз!ыков, назидая, просит и заповедует
христианам всех времен — всем и всюду:
Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17).
«Непрестанно же не имеет ни предела, ни
меры»,— толкуют божественные отцы.
Итак, во время мира не
предавайся небрежению, но молись,
исправляйся, готовься к войне, набирайся
мужества. Не бойся искушений.
Все подвержены изменениям,
но подвиг требует терпения и настойчивости.
Праведный, если и тысячу раз в день
падет, восстает снова, и вменяется ему
это в победу (Притч. 24, 16). Вот что значит
молитва: постоянное покаяние, непрерывное
призывание Божественной милости.
Архимандрит
Ефрем Святогорец
|