| Икона Суздальский святых |
СВЯТИТЕЛИ ИОАНН, ФЕОДОР, ДИОНИСИЙ И СИМОН И ПРЕПОДОБНЫЕ ЕВФИМИЙ И ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКИЕ
Середина XIX века Дерева, темпера; 26 х 57 Инв. № В-6300/123 Происходит из Рождественского собора в Суздале Поступила в музей в 1920-е годы Реставрирована в
1992 году в музее О.Ю.Демидовой
В центре иконы представлены епископы Феодор и Иоанн в белых клобуках ("Св(ятой) еписк(оп) Феодоръ Суж(дальский)", "С(вятой) еписк(оп) Иоаннъ Сужда(льский)").
Слева и справа от них изображены архиепископ Дионисий и епископ Симон в митрах ("С(вятой) архие(пископ) Дионисий Сужд(альский)", "С(вя)той епископ Симонъ Сужд(альский)",
по краям доски - преподобные Евфимий и Евфросиния ("Пр(е)п(одобный) Евфимий Сужда(льский)", "Пр(е)п(одобная) Евфросинии Сужд(альская)"). Епископы изображены с Евангелиями
в руках (Иоанн держит посох), архиепископ Дионисий - с напрестольным крестом. Преподобный Евфимий держит развернутый свиток (надпись: "Не скорб // ите убо // братия
// моя оби // тель моя"), а Евфросиния - четки.
В публикуемом произведении традиционное изображение наиболее почитаемых суздальских святых - Иоанна, Феодора, Евфимия и Евфросинии (см. о них кат. №№ 90, 98,
113) - дополнено редкими образами святителей Симона и Дионисия. Святитель Симон, первый епископ Владимирский и Суздальский, постриженник Киево-Печерского монастыря,
затем игумен Рождественского монастыря во Владимире и духовник Всеволода Большое гнездо (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424), в 1214 году, при князе Юрии (Георгии) Всеволодовиче,
был возведен на владимирскую кафедру (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). После того, как в борьбе за владимирский стол Юрий был побежден своим старшим братом Константином и
удалился в Суздаль, Симон последовал за князем и вернулся во Владимир, когда Юрий вновь утвердился на владимирском столе (Голубинский, 1903. С. 212-213; Ольшевская,
1987. С. 392). Святитель, вместе с печерским монахом Поликарпом, был одним из составителей Киево-Печерского патерика, в котором содержатся сведения о строительстве
Симоном собора в Суздале и об украшении собора во Владимире: "И кто не весть мене, грешнаго епископа Симона, и сея сборныя церкве, красоты Володимерское, и другыа,
Суждалскыа церкве, юже сам создах?! Колко же имеета городов и сел, и десятину сбирают по всей земли той,- и тем всем владеет наша худость" (Древнерусские патерики,
1999. С. 22). Святитель Симон, "блаженыи и милостивыи оучителныи епископ" скончался в 1226 году, приняв перед смертью схиму, и был погребен во владимирском Успенском
соборе (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 448). Согласно киевскому преданию, мощи святителя Симона находятся в пещерах Киево-Печерской лавры, однако эти сведения, по-видимому, недостоверны
(Ольшевская, 1987. С. 393-394). Летописное сообщение о погребении Симона во Владимире подтверждается текстами надгробных листов Успенского собора XVII века (Путь
к граду Китежу, 2003. С. 82). Тем не менее в Суздале XVIII-XIX столетий считали, что святой епископ Симон, "списатель" патерика, похоронен именно в Киеве (Анания
Федоров, 1855. С. 22).
Святитель Дионисий, основатель Вознесенского Печерского монастыря
близ Нижнего Новгорода и учитель преподобного Евфимия Суздальского, был
поставлен в епископы
Суздаля, Нижнего Новгорода и Городца в 1374 году (см. о нем: Прохоров,
1988/2). После смерти митрополита Алексия святитель осудил
Митяя-Михаила, претендовавшего
на митрополичью кафедру при поддержке князя Дмитрия Донского. В 1379
году Дионисий отправился в Константинополь, чтобы помешать поставлению
Митяя в митрополиты.
Оттуда в 1381 году с иноком Малахией Философом он прислал в свою
епархию два списка с чудотворной иконы Богоматери Одигитрии,
поставленные в суздальском и нижегородском
соборах (ПСРЛ. Т. XXV. С. 206). Патриарх Нил возвел Дионисия в сан
архиепископа и даровал ему право ношения крестчатой фелони-полиставрия.
В 1382 году Дионисий
вернулся на Русь и привез с собой "страсти Спасовы и мощи многыхъ
святыхъ" (ПСРЛ. Т. XXV. С. 210-211). В следующем году он вновь
отправился в Константинополь, где
патриарх поставил его в митрополиты. На обратном пути, в Киеве,
святитель был схвачен князем Владимиром Ольгердовичем и умер в
заточении в 1385 году. Он был похоронен
в Киево-Печерском монастыре, где, по мнению Г.М. Прохорова, в свое
время принял постриг (Прохоров, 1988/2. С. 187). Мощи Дионисия,
находившиеся в Антониевых пещерах,
согласно известиям летописей XV века, оказались нетленными (ПСРЛ. Т.
XXV. С. 212). Источники характеризуют суздальского архиепископа как
сторонника общежительного
монастырского устава и борца с еретиками, мудрого, разумного,
учительного и книжного мужа. В 1377 году по благословению и, возможно,
при участии Дионисия иноком
Лаврентием была переписана Лаврентьевская летопись.
Изображения святителей Симона и Дионисия встречаются крайне редко.
Образ Симона, соответствующий преданию о погребении святого в
Киево-Печерском монастыре, присутствует
на некоторых иконах Печерских чудотворцев и в том числе на иконе
Кирилла Уланова 1724 года (см. кат. № 107), где, как и в публикуемом
памятнике, он представлен
в митре. Изображения Дионисия Суздальского известны по миниатюрам
Лицевого летописного свода третьей четверти XVI века, а также по
житийным циклам преподобного
Евфимия Суздальского (росписи южного придела собора Спасо-Евфимиева
монастыря 1689 г.). По-видимому, одним из наиболее ранних примеров
изображения этих иерархов
в качестве местночтимых святых был местный образ собора суздальского
Покровского монастыря, заказанный в 1674 году иконописцу Михаилу
Пономареву. Согласно поручной
записи, на этой иконе, соседствовавшей с образами суздальских
преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии, Симон и Дионисий были
представлены со святителями Иоанном
и Феодором Суздальскими (Словарь, 2003. С. 495). Известно, что в эти же
годы в суздальском соборе совершалась память Симона 10 мая, а в 1719
году епископ Варлаам
повелел поминать святителя вместе с епископами Иоанном и Феодором
(Анания Федоров, 1855. С. 22). Несколько позже, в 1756 году,
суздальский митрополит Сильвестр
приказал изобразить Симона и Дионисия на иконе суздальских чудотворцев
(Анания Федоров, 1855. С. 22, 29). Эти сведения указывают на стремление
суздальских архиереев
расширить пантеон местных святых, включив в него подвижников,
погребенных за пределами Суздаля, но тесно связанных с этим городом.
Так, святитель Дионисий, почитавшийся
и в соседнем Нижнем Новгороде, занимал суздальскую кафедру и прислал в
Рождественский собор икону "Богоматери Одигитрии" и "страсти Спасовы" -
знаменитый ковчег
Дионисия Суздальского 1383 года, обретенный в стене собора в 1401 году
(ПСРЛ. Т. XXV. С. 231.). В свою очередь, епископ Симон, живший до
образования отдельной Суздальской
епархии, некоторое время пребывал в Суздале и принимал активное участие
в строительстве и украшении Рождественского собора. Есть основания
полагать, что установление
местного культа Дионисия, погребенного в Киево-Печерском монастыре, и
Симона, согласно распространенному преданию, похороненного там же, было
связано с усилением
почитания Печерских чудотворцев и с рассказом Киево-Печерского патерика
о том, что Рождественский собор в Суздале был выстроен по образцу
"божественной Печерской
церкви" (это предание было включено в состав патерика самим епископом
Симоном).
Публикуемое произведение продолжает ряд икон суздальских
чудотворцев, распространившихся в городе не позднее второй половины
XVII столетия (см. кат. № 113).
По-видимому, оно соединяет признаки двух вариантов таких изображений -
икон суздальских святителей, подобных образу Иоанна, Феодора, Симона и
Дионисия из Покровского
монастыря, и икон наиболее почитаемых местных чудотворцев, чьи мощи
находились в городских храмах - святителей Иоанна и Феодора и
преподобных Евфимия и Евфросинии
(ср. кат. № 113). Вероятно, произведения, подобные публикуемой иконе,
были связаны в первую очередь с Рождественским собором и суздальским
архиерейским домом. Позднее
такие иконы получили распространение и в других храмах епархии. По
свидетельству В.Т. Георгиевского (Георгиевский, 1896/2. С. 127), во
Флорищевой пустыни находился
образ Феодора, Иоанна, Симона, Дионисия, Евфимия и Евфросинии
Суздальских и Димитрия Ростовского - наиболее точная аналогия иконы
Владимиро-Суздальского музея.
Судя по изображению Димитрия Ростовского, эта икона была создана не
ранее второй половины XVIII века. Вероятно, памятник из музейного
собрания восходит к произведению,
подобному иконе 1756 года, выполненной по заказу митрополита
Сильвестра, и образу из Флорищевой пустыни. Программа иконы
соответствует ее происхождению из городского
собора, который был основным центром почитания суздальских святителей.
Иконография святых в целом традиционна. Изображение Симона и Дионисия в
митрах, а не в белых
клобуках, свидетельствует о том, что их иконография, в отличие от
иконографии Иоанна и Феодора, не имела связи с местной традицией и
восходила к иконам Печерских
чудотворцев. Такая редкая деталь, как напрестольный крест, с которым
представлен архиепископ Дионисий, могла напоминать о "страстях
Спасовых", принесенных этим
святителем из Константинополя. Размер и формат образа указывают на то,
что он располагался под иконой Христа или, скорее, Богоматери
(возможно, Одигитрии или Владимирской)
и был написан в связи с изготовлением нового киота как надставка более
раннего произведения (ср. доску с клеймами, присоединенную к иконе
Богоматери Владимирской
1692 г. из Муромского музея: Иконы Мурома, 2004. Кат. 48-50). В таком
случае изображение суздальских чудотворцев в трехчетвертном повороте
восходило к иконам святых
в молении какому-либо богородичному образу (ср. кат. № 113). Стиль
произведения, сочетающий традиционные приемы с элементами, восходящими
к барочной иконописи второй
половины XVIII века, и строгая, уравновешенная композиция, следующая
художественным нормам эпохи классицизма, позволяет датировать памятник
серединой XIX столетия
и связывать его с одним из иконописных сел Владимирской губернии -
вероятно, Палехом или Холуем. Не исключено, что икона была написана в
связи с обновлением Рождественского
собора в 1855-1856 годах, когда его росписи, и, по-видимому, иконы,
были переписаны артелью шуйского мещанина Ивана Семенова Быкова. Судя
по надписи на южной стене
собора, в состав артели входили и мастера из Палеха (Гладкая, 2002. С.
8, 47-48). Сохранившиеся в соборе росписи 1855-1856 годов стилистически
близки публикуемой
иконе суздальских чудотворцев.
Литература: Быкова, 1999. С. 125.
М.А. Быкова, А.С. Преображенский |