Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Жития Святых arrow Икона Суздальских святых
Икона Суздальских святых
Икона Суздальский святых

СВЯТИТЕЛИ ИОАНН, ФЕОДОР, ДИОНИСИЙ И СИМОН И ПРЕПОДОБНЫЕ ЕВФИМИЙ И ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКИЕ

Середина XIX века Дерева, темпера; 26 х 57 Инв. № В-6300/123 Происходит из Рождественского собора в Суздале Поступила в музей в 1920-е годы Реставрирована в 1992 году в музее О.Ю.Демидовой

В центре иконы представлены епископы Феодор и Иоанн в белых клобуках ("Св(ятой) еписк(оп) Феодоръ Суж(дальский)", "С(вятой) еписк(оп) Иоаннъ Сужда(льский)"). Слева и справа от них изображены архиепископ Дионисий и епископ Симон в митрах ("С(вятой) архие(пископ) Дионисий Сужд(альский)", "С(вя)той епископ Симонъ Сужд(альский)", по краям доски - преподобные Евфимий и Евфросиния ("Пр(е)п(одобный) Евфимий Сужда(льский)", "Пр(е)п(одобная) Евфросинии Сужд(альская)"). Епископы изображены с Евангелиями в руках (Иоанн держит посох), архиепископ Дионисий - с напрестольным крестом. Преподобный Евфимий держит развернутый свиток (надпись: "Не скорб // ите убо // братия // моя оби // тель моя"), а Евфросиния - четки.

В публикуемом произведении традиционное изображение наиболее почитаемых суздальских святых - Иоанна, Феодора, Евфимия и Евфросинии (см. о них кат. №№ 90, 98, 113) - дополнено редкими образами святителей Симона и Дионисия. Святитель Симон, первый епископ Владимирский и Суздальский, постриженник Киево-Печерского монастыря, затем игумен Рождественского монастыря во Владимире и духовник Всеволода Большое гнездо (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424), в 1214 году, при князе Юрии (Георгии) Всеволодовиче, был возведен на владимирскую кафедру (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). После того, как в борьбе за владимирский стол Юрий был побежден своим старшим братом Константином и удалился в Суздаль, Симон последовал за князем и вернулся во Владимир, когда Юрий вновь утвердился на владимирском столе (Голубинский, 1903. С. 212-213; Ольшевская, 1987. С. 392). Святитель, вместе с печерским монахом Поликарпом, был одним из составителей Киево-Печерского патерика, в котором содержатся сведения о строительстве Симоном собора в Суздале и об украшении собора во Владимире: "И кто не весть мене, грешнаго епископа Симона, и сея сборныя церкве, красоты Володимерское, и другыа, Суждалскыа церкве, юже сам создах?! Колко же имеета городов и сел, и десятину сбирают по всей земли той,- и тем всем владеет наша худость" (Древнерусские патерики, 1999. С. 22). Святитель Симон, "блаженыи и милостивыи оучителныи епископ" скончался в 1226 году, приняв перед смертью схиму, и был погребен во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 448). Согласно киевскому преданию, мощи святителя Симона находятся в пещерах Киево-Печерской лавры, однако эти сведения, по-видимому, недостоверны (Ольшевская, 1987. С. 393-394). Летописное сообщение о погребении Симона во Владимире подтверждается текстами надгробных листов Успенского собора XVII века (Путь к граду Китежу, 2003. С. 82). Тем не менее в Суздале XVIII-XIX столетий считали, что святой епископ Симон, "списатель" патерика, похоронен именно в Киеве (Анания Федоров, 1855. С. 22).

Святитель Дионисий, основатель Вознесенского Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода и учитель преподобного Евфимия Суздальского, был поставлен в епископы Суздаля, Нижнего Новгорода и Городца в 1374 году (см. о нем: Прохоров, 1988/2). После смерти митрополита Алексия святитель осудил Митяя-Михаила, претендовавшего на митрополичью кафедру при поддержке князя Дмитрия Донского. В 1379 году Дионисий отправился в Константинополь, чтобы помешать поставлению Митяя в митрополиты. Оттуда в 1381 году с иноком Малахией Философом он прислал в свою епархию два списка с чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, поставленные в суздальском и нижегородском соборах (ПСРЛ. Т. XXV. С. 206). Патриарх Нил возвел Дионисия в сан архиепископа и даровал ему право ношения крестчатой фелони-полиставрия. В 1382 году Дионисий вернулся на Русь и привез с собой "страсти Спасовы и мощи многыхъ святыхъ" (ПСРЛ. Т. XXV. С. 210-211). В следующем году он вновь отправился в Константинополь, где патриарх поставил его в митрополиты. На обратном пути, в Киеве, святитель был схвачен князем Владимиром Ольгердовичем и умер в заточении в 1385 году. Он был похоронен в Киево-Печерском монастыре, где, по мнению Г.М. Прохорова, в свое время принял постриг (Прохоров, 1988/2. С. 187). Мощи Дионисия, находившиеся в Антониевых пещерах, согласно известиям летописей XV века, оказались нетленными (ПСРЛ. Т. XXV. С. 212). Источники характеризуют суздальского архиепископа как сторонника общежительного монастырского устава и борца с еретиками, мудрого, разумного, учительного и книжного мужа. В 1377 году по благословению и, возможно, при участии Дионисия иноком Лаврентием была переписана Лаврентьевская летопись.

Изображения святителей Симона и Дионисия встречаются крайне редко. Образ Симона, соответствующий преданию о погребении святого в Киево-Печерском монастыре, присутствует на некоторых иконах Печерских чудотворцев и в том числе на иконе Кирилла Уланова 1724 года (см. кат. № 107), где, как и в публикуемом памятнике, он представлен в митре. Изображения Дионисия Суздальского известны по миниатюрам Лицевого летописного свода третьей четверти XVI века, а также по житийным циклам преподобного Евфимия Суздальского (росписи южного придела собора Спасо-Евфимиева монастыря 1689 г.). По-видимому, одним из наиболее ранних примеров изображения этих иерархов в качестве местночтимых святых был местный образ собора суздальского Покровского монастыря, заказанный в 1674 году иконописцу Михаилу Пономареву. Согласно поручной записи, на этой иконе, соседствовавшей с образами суздальских преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии, Симон и Дионисий были представлены со святителями Иоанном и Феодором Суздальскими (Словарь, 2003. С. 495). Известно, что в эти же годы в суздальском соборе совершалась память Симона 10 мая, а в 1719 году епископ Варлаам повелел поминать святителя вместе с епископами Иоанном и Феодором (Анания Федоров, 1855. С. 22). Несколько позже, в 1756 году, суздальский митрополит Сильвестр приказал изобразить Симона и Дионисия на иконе суздальских чудотворцев (Анания Федоров, 1855. С. 22, 29). Эти сведения указывают на стремление суздальских архиереев расширить пантеон местных святых, включив в него подвижников, погребенных за пределами Суздаля, но тесно связанных с этим городом. Так, святитель Дионисий, почитавшийся и в соседнем Нижнем Новгороде, занимал суздальскую кафедру и прислал в Рождественский собор икону "Богоматери Одигитрии" и "страсти Спасовы" - знаменитый ковчег Дионисия Суздальского 1383 года, обретенный в стене собора в 1401 году (ПСРЛ. Т. XXV. С. 231.). В свою очередь, епископ Симон, живший до образования отдельной Суздальской епархии, некоторое время пребывал в Суздале и принимал активное участие в строительстве и украшении Рождественского собора. Есть основания полагать, что установление местного культа Дионисия, погребенного в Киево-Печерском монастыре, и Симона, согласно распространенному преданию, похороненного там же, было связано с усилением почитания Печерских чудотворцев и с рассказом Киево-Печерского патерика о том, что Рождественский собор в Суздале был выстроен по образцу "божественной Печерской церкви" (это предание было включено в состав патерика самим епископом Симоном).

Публикуемое произведение продолжает ряд икон суздальских чудотворцев, распространившихся в городе не позднее второй половины XVII столетия (см. кат. № 113). По-видимому, оно соединяет признаки двух вариантов таких изображений - икон суздальских святителей, подобных образу Иоанна, Феодора, Симона и Дионисия из Покровского монастыря, и икон наиболее почитаемых местных чудотворцев, чьи мощи находились в городских храмах - святителей Иоанна и Феодора и преподобных Евфимия и Евфросинии (ср. кат. № 113). Вероятно, произведения, подобные публикуемой иконе, были связаны в первую очередь с Рождественским собором и суздальским архиерейским домом. Позднее такие иконы получили распространение и в других храмах епархии. По свидетельству В.Т. Георгиевского (Георгиевский, 1896/2. С. 127), во Флорищевой пустыни находился образ Феодора, Иоанна, Симона, Дионисия, Евфимия и Евфросинии Суздальских и Димитрия Ростовского - наиболее точная аналогия иконы Владимиро-Суздальского музея. Судя по изображению Димитрия Ростовского, эта икона была создана не ранее второй половины XVIII века. Вероятно, памятник из музейного собрания восходит к произведению, подобному иконе 1756 года, выполненной по заказу митрополита Сильвестра, и образу из Флорищевой пустыни. Программа иконы соответствует ее происхождению из городского собора, который был основным центром почитания суздальских святителей. Иконография святых в целом традиционна. Изображение Симона и Дионисия в митрах, а не в белых клобуках, свидетельствует о том, что их иконография, в отличие от иконографии Иоанна и Феодора, не имела связи с местной традицией и восходила к иконам Печерских чудотворцев. Такая редкая деталь, как напрестольный крест, с которым представлен архиепископ Дионисий, могла напоминать о "страстях Спасовых", принесенных этим святителем из Константинополя. Размер и формат образа указывают на то, что он располагался под иконой Христа или, скорее, Богоматери (возможно, Одигитрии или Владимирской) и был написан в связи с изготовлением нового киота как надставка более раннего произведения (ср. доску с клеймами, присоединенную к иконе Богоматери Владимирской 1692 г. из Муромского музея: Иконы Мурома, 2004. Кат. 48-50). В таком случае изображение суздальских чудотворцев в трехчетвертном повороте восходило к иконам святых в молении какому-либо богородичному образу (ср. кат. № 113). Стиль произведения, сочетающий традиционные приемы с элементами, восходящими к барочной иконописи второй половины XVIII века, и строгая, уравновешенная композиция, следующая художественным нормам эпохи классицизма, позволяет датировать памятник серединой XIX столетия и связывать его с одним из иконописных сел Владимирской губернии - вероятно, Палехом или Холуем. Не исключено, что икона была написана в связи с обновлением Рождественского собора в 1855-1856 годах, когда его росписи, и, по-видимому, иконы, были переписаны артелью шуйского мещанина Ивана Семенова Быкова. Судя по надписи на южной стене собора, в состав артели входили и мастера из Палеха (Гладкая, 2002. С. 8, 47-48). Сохранившиеся в соборе росписи 1855-1856 годов стилистически близки публикуемой иконе суздальских чудотворцев.

Литература: Быкова, 1999. С. 125.

М.А. Быкова, А.С. Преображенский

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї