Ночь на Святой
Горе
Я вышел и сел на камень.
Наступила полная темнота. Шум моря
слышался издалека. Вся сладость вечности
охватила мою мятущуюся душу. Бесконечный
покой. Я явно чувствовал присутствие
Богочеловека, Который знает, чем наполнить
пустынное место и как бы остановившееся
время. Такие моменты я лишь дважды
переживал в своей жизни. В первый раз —
когда малым дитятей, находясь на руках
своего крестного отца, я слушал оглашение
и устами его изгнал диавола, чтобы
сподобиться войти в святую купель и
стать достойным членом Тела Христова.
Во второй раз — в этот вечер, когда
святыми и благословенными устами старца
я принял оглашение, чтобы войти во вторую
купель — покаяния и встречи с Богом...
Пророк Исаия говорит:
Блажен, кто имеет в Сионе семя и родных
в Иерусалиме (ср.: Ис. 31, 9). Это весьма
глубоко истолковывает афонский монах,
игумен монастыря Ставроникита: «Все мы
можем сказать, что являемся блаженными,
ибо имеем в Сионе Православия — на
Святой Горе — семя — святых подвижников
и в Горнем Иерусалиме таких родных. Они
живут для нас, представляя свет и надежду
в настоящей и будущей жизни нашей».
Ночные часы животворны
для монахов, которые являются «мастерскими
непрекращающейся молитвы, приятный
научный труд которых — памятование об
Иисусе в сердце». Ночь благоприятно
воздействует на равноангельскую жизнь
иноков, и потому ей отдают предпочтение
в умном делании и молитве. Монахи
упраздняют ночь, ибо монашеская жизнь
упраздняет все. Она упраздняет смерть,
так как в браке передается жизнь, но
одновременно передается и смерть.
Девственная же жизнь кладет конец
смерти — тирану человека.
Митрополит
Иерофей (Влахос)
|