О молитве, в
которой познается Бог-Истина
Воздыхая, дух мой тянулся
к Живой Истине. И воздыхание мое не
скрылось от Него (ср.: Пс. 37, 10). Из ямы
глубокой я призывал Имя Его, и Он услышал
вопль мой (ср.: Плач 3, 55–56): Его любовь
коснулась моего сердца. Мне предстал
неописуемо прекрасный мир христианской
молитвы. Чрез нее мне было дано общение
с Богом Истинным и Живым. Говорю о молитве
моего покаяния. Она принимала различные
формы. Иногда мое существо, собираясь
внутрь, становилось стянутым в неизмеримо
малом пространственно центре. В иные
разы происходило как бы обратное: мой
дух вводился в некую умную сферу, не
знающую границ, и мой покаянный плач
странным образом сливался воедино с
созерцаемой бездной. Случалось также,
что я в молитве обнимал, как я чувствовал,
весь мир. Господь давал мне моменты
чистой молитвы лицом к Лицу, и вечность
тихо, но властно проникала в сердце мое;
и уму сообщалось блаженство быть
расплавленным в пламени любви, исходящей
из сердца. Этот сплав всего существа —
ума, сердца и тела — воедино давал
ощущение целостности бытия, столь
отличной от обычного разлада меж духом
нашим, душевностью и телом.
Теперь я свидетельствую
об Истине, которую знали отцы и праотцы
наши. Свидетельствую о том, как она
благоволила являться мне в ответ на
длительный, пожиравший меня плач
покаяния. Я жил сию Истину как подлинно
извечную и в меру моей веры говорю и
пишу. Писал о ней и Павел: ...имея тот же
дух веры, как написано: я веровал, и
потому говорил, и мы веруем, потому и
говорим (2 Кор. 4, 13).
Неотъемлемо от нас
стремление к Тому, Кто есть прежде всех
веков; Кто пронизывает все существующее
и Своею властью удерживает в бытии.
Трудно нам, ничтожным, поверить в то,
что Сей Беспредельный Владыка не
презирает нас (Мф. 18, 10). Как это ни странно,
но когда мы обращаемся к Нему в истинной,
то есть покаянной, молитве, то Он выбегает
нам навстречу (Лк. 15, 20) и любовно объемлет
нас Собою...
…Я исхожу из Откровения:
человек создан «по образу и по подобию
Бога» (Быт. 1, 26). Отсюда следует, что
человек наделен потенциальной возможностью
достигнуть подобия своему Творцу; что
в самой природе человека заложена идея
Абсолютного Существа, так что когда Бог
Вседержитель входит в общение с духом
человека, то сей последний может «узнать»
Его, ибо Он родствен ему. Вводимый в
сферу Ума Бога Творца, тварный дух
человека начинает видеть Бога как Он
есть в Самом Себе (1 Ин. 3, 2). Я избегаю
сказать «наш ум», чтобы не породить
недоразумения, приняв за ум — рассудок.
Наше первое движение
— к Тому, Кто в начале. Наша установка
—принять Его как основоположную Истину,
независимо от того, совпадает или не
совпадает такая Онтологическая Истина
с нашими о Ней представлениями. И великою
бывает наша радость, когда данные
откровения (1 Ин. 1, 5; 1 Ин. 4, 13, 16) подтверждаются
ниспосланным нам видением, а именно,
что мы созданы по образу Бога: Он является
нам как Бог любви, и мы живем Его внутри
нас как абсолютную гармонию и начинаем
поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4,
23–24).
Если говорим, что не
имеем греха — обманываем самих себя, и
истины нет в нас (1 Ин. 1, 8). Отсюда, только
покаянная молитва соответствует истине
о нас. Сей момент я не перестаю подчеркивать:
предстоя Отцу Небесному в сознании себя
грешником, становимся мы в план Истины
Божией. Чем глубже переживаем мы наш
грех, как поразившую нас смерть, тем
полнее предаемся мы Богу в молитве и
Его животворящею силою вырываемся из
тисков времени и пространства. Да простит
меня Господь и да не осудят меня строго
мои братья: так было со мною. И потому,
читая послания апостола Павла, я
предполагаю, не скрою, с уверенностью,
что и ему были даны видения и откровения
Господни (2 Кор. 12, 1–6) в его раскаянии
пред Христом с сильным воплем и со
слезами: тогда был он услышан за свое
благоговение (Евр. 5, 7).
Архимандрит
Софроний (Сахаров)
|