Из беседы с
афонским пустынником
об Иисусовой
молитве: плоды молитвы
Молитвой подвижник
приобретает великую любовь к Иисусу
Христу и этой любовью соединяется с
Ним. Следовательно, естественно любить
то, что любит Бог, и желать того, что Он
желает. Господь всем желает спастись и
в познание истины прийти (1 Тим. 2, 4). Этого
желает и делатель молитвы. Его волнует
зло, происходящее в мире, и он чрезвычайно
опечален отступлением и неведением
братии. Поскольку грех всегда имеет
космический масштаб и оказывает влияние
на весь мир, молящийся переживает всю
драму человечества и весьма скорбит о
нем. Он живет борением Господа в
Гефсиманском саду. Таким образом, он
приходит в состояние прекращения молитвы
о себе и молится непрерывно о других,
чтобы они пришли к познанию Бога. Его
очищение от страстей, приобретение
животворящей Божественной благодати
и молитва за других, происходящая из
чувства всеединства человеческого рода
во Христе Иисусе,— величайшая миссия.
Так представляли себе миссионерское
служение святые отцы. В стремлении к
возрождению человеческой ипостаси и
единства природы каждый, кто очищает
себя, становится лицом, полезным для
всего общества, ибо все мы — члены
благословенного Тела Христова. Если
радуется один член, сорадуются все
члены, по апостольскому слову (1 Кор. 12,
26). Это мы видим образно и в лице Пресвятой
Богородицы. Она обрела благодать и Сама
впоследствии облагодатствовала и
украсила всю человеческую природу.
Очищенная и облагодатствованная, Она
молится за весь мир. И мы можем сказать,
что Пресвятая Богородица выполняет
величайшую миссию и приносит действенную
пользу роду человеческому.
Подвижник чувствует и
единство всей природы. Его признает вся
природа...
…Подвижник созерцает
Христа и радуется Его Божественному
присутствию. Тогда молитва идет без
слов. Святой Исаак говорит, что если
молитва — семя, то благодать — ее жатва.
Подобно тому как жнецы удивляются, видя,
как малое семя дает столь обильные
плоды, так и боговдохновенные подвижники
удивляются, глядя на урожай молитвы.
Он — порождение молитвы;
тогда, по святому Исааку, ум не молится
молитвой, но пребывает в благодати, в
непостижимых предметах; и это неведение
превосходнее знания. «Оно — священнотайное
молчание» и «безгласие духа». Отцы
считают такое состояние молитвенным,
ибо оно — величайший дар, который дается
за продолжительность молитвы и подается
святым. Но человек не ведает его настоящего
имени, ибо тогда прекращает молиться,
поднимается над словами и смыслом.
Многие отцы называют это состояние
божественным субботствованием, или
субботствованием ума… Единственно,
что делает в тот момент человек,— плачет.
Проливает обильные слезы не по причине
греховности, как ранее, но в силу
созерцания нетварной Божественной
энергии. Слезы радующие, услаждающие,
божественные, благодатные. Безболезненные
слезы, освежающие и умиротворяющие сердце. Слезы,
бодрящие лицо, образующие потоки и
ручьи, заливающие глаза. Тогда человек
находится в пленении. И не знает, в теле
ли он или вне тела. Душу и тело охватывает
такая радость, что невозможно описать
ее человеческим языком...
Все земное тогда
становится подобным праху и пеплу. Оно
становится ненужным. Тогда не только
не чувствуется волнение страстей, но и
забывается сама жизнь, ибо любовь к Богу
желаннее жизни и богопознание любезнее
любого знания. О, исполненное радости
священное созерцание! О, Божественная
вечность! О, Божественный покой! О,
Божественная любовь!
Митрополит
Иерофей (Влахос)
|