
Божественное
утешение молящемуся за других с болью
Чем большую боль я
испытываю за других, тем больше молюсь
и духовно радуюсь, потому что я говорю
обо всем Христу, а Он приводит все в
порядок. И я вижу, что чем больше проходит
лет, тем более на убыль идет телесная
бодрость, но бодрость душевная умножается,
потому что любовь, жертвенность, боль
за ближнего дают многую
душевную силу.
Если человек относится
к боли по-духовному, то у него нет скорби.
Взять хотя бы тех людей, которые приходили
ко мне. Как же больно мне было за них! Я
не выслушивал их кое-как, вполуха, я
страдал, воздыхал, но каждым воздыханием
возлагал трудность на Бога, и Он утешал
меня в той боли, которую я переживал за
ближнего. То есть при духовном отношении
к чужой боли приходило Божественное
утешение, потому что если в боли есть
надежда на Бога, то в ней есть и Божественное
утешение. А иначе как все это можно
выдержать! Если бы не было этого утешения,
то как бы я мог жить со всем тем, что мне
приходится слышать? Мне больно, но я
думаю и о Божественном воздаянии тем,
кому больно. Мы находимся в руках Божиих.
Раз есть божественная правда, Божественное
воздаяние, то ничто не проходит даром.
Сколько человек мучается, столько ему
за это и воздастся. Бог, видя на земле
столько боли, видя даже и то, что недоступно
нашему восприятию, тем не менее не
впадает в отчаяние. «Ты больше страдаешь?
Я больше дам тебе в жизни иной»,— говорит
Бог и от этого радуется. А в противном
случае как бы Он, так сказать, мог вынести
столько несправедливости, столько зла?
Однако, имея в виду воздаяние тем, кто
страдает, Он, если можно так выразиться,
может вынести эту великую боль. А нам,
не видящим, какую славу восприимет наш
ближний, и страдающим за него, Бог воздает
Божественным утешением...
...Не забывайте о том,
что мы переживаем трудные времена, и о
том, что необходимо много молитвы.
Помните ту великую нужду, которую
испытывают сейчас люди, помните о том
великом усердии к молитве, которого
требует от нас Бог. Молитесь об этом
общем безумии, захватившем весь мир,
молитесь о том, чтобы Христос пожалел
Свое создание, потому что оно приближается
к катастрофе. Пусть Он Божественным
образом вмешается в эту безумную эпоху,
которую мы переживаем, потому что мир
ведут в смуту, в сумасшествие, в тупик.
Бог призвал нас молиться
о мире — мире, у которого столько проблем!
Несчастные люди, они не успевают даже
перекреститься! Если не будем молиться
мы, монахи, то кому мы это оставим? Во
время войны солдат находится в состоянии
боевой готовности: он уже в сапогах, он
только и ждет приказа. В таком же состоянии
должен находиться и монах. Эх, если бы
мне быть Маккавеем! Я уходил бы в горы,
чтобы постоянно молиться о людях.
Меня очень ранит, когда
я вижу монахов, действующих не через
Бога, молитвой, а по-человечески в том,
чего трудно достичь по-человечески. Бог
может все привести в порядок. Имея
правильное духовное делание, можно
одной лишь молитвой строить монастыри,
снабжать их всем необходимым и помогать
всему миру. Не нужно даже работать:
только молись. Монаху надо стараться
не ломать себе голову над той или иной
трудностью — независимо от того,
относится ли она лично к нему, к ближнему
или же к общему состоянию мира. Ему нужно
прибегать к молитве и через Бога посылать
в мир многие Божественные силы. Ведь
так или иначе, это и есть дело монаха, и
если он этого не понял, то жизнь его не
имеет никакого смысла. А поэтому монах
должен знать, что каждое его волнение,
подталкивающее его к поиску человеческих
разрешений в различных затруднениях,
мучающее его и доставляющее ему головную
боль, происходит от лукавого.
Старец Паисий
Святогорец
|