Слово о трезвении
и молитве
Святые отцы много
трудились, дабы обрести через молитву
благодать Божию. Эти великие отцы научили
нас, что душа человека окружена нечистыми,
гордыми, эгоистичными, хульными и другими
греховными помыслами и что для их
изгнания душа должна использовать не
только слова противоречия, но и гнев
против помыслов, и ярость с молитвой.
Для противоборства дурным мечтаниям и
помыслам недостаточно только гнева
против них и ярости, но для борющегося
с ними человека совершенно необходима
и молитва — молитва непрестанная с
призыванием Божественного имени:
«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
Согласно отцам, имя Христово содержит
в себе силу, исправля-
ющую человека. Молитва
Христова заключает в себе силу, которая
может исправить падшую душу, падшую
низко, душу немощную, нерадивую, грешную.
У духовного человека
бывают в жизни такие дни и моменты, когда
он чувствует внутри себя опустошение,
душевную немощь. Чего-то недостает,
что-то покинуло его, и он не знает точно,
как ему прийти в себя, как вернуть прежнюю
силу и благодать, которая была в душе.
Он не знает, как вернуть утраченную
душевную полноту. В этом случае святые
отцы нас учат: «Повторяй молитву, начни
ее снова либо устами, либо умом, либо
сердцем, и душевная полнота вернется».
Человек снова обретет ее, только бы
понудил себя к молитве.
Наши отцы оставили нам
великое наследие, ценность которого
безмерна, безгранична и неисчислима.
Этим наследием является трезвенное
делание. Под трезвенным деланием
понимается внимание к помыслам, мечтаниям
и движениям чувств. Это сила души, которая
противостоит злу, дальновидность, когда
ум издалека видит искушения и избегает
их, предпринимая соответствующие меры
безопасности: это непрестанная молитва
и наблюдение ума за сердцем, за входящими
и исходящими из сердца помыслами.
Архимандрит
Ефрем Святогорец
|