Из истории
Московского подворья Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры
Земли на берегу реки
Неглинной царь Василий Иванович Шуйский
пожаловал Троице-Сергиевой Лавре еще
в 1609 г.— в самый разгар драматических
событий времен польско-литовского
разорения.
Однако почти три
десятилетия пожалованные Шуйским земли
пребывали в совершенном запустении: на
долю лаврского настоятеля архимандрита
Дионисия выпал нелегкий труд восстановления
обители после осады ее поляками в 1608 г.
Братия работала не покладая рук, денно
и нощно, заделывая пробоины в монастырских
стенах, приводя в порядок пострадавшие
храмы, исправляя нанесенный неудачливыми
завоевателями ущерб. Сама Лавра
превратилась милостью архимандрита
Дионисия в место призрения больных и
голод-ных, стала прибежищем для многих
обездоленных. И потому вполне естественно,
что дело благоустройства вновь
пожалованной вотчины оказалось отложенным
на неопределенный срок.
О том же, как протекала
жизнь на подворье в XVII — первой половине
XVIII века, известно очень мало. Кто посещал
его, кто именно останавливался на нем,
мы, к сожалению, не знаем. Нельзя даже
достоверно сказать, когда было
приспособлено оно для проживания
лаврских властей. Первое упоминание о
наличии на его территории небольших
архимандричьих покоев о двух апартаментах
мы встречаем в описи подворья, датированной
уже 1760 г. Причем составитель ее горестно
констатирует: и архимандричьи покои, и
прочие деревянные подворские строения
весьма обветшали. На этом основании
весной того же года Духовный собор Лавры
принимает решение о постройке на подворье
новых архимандричьих палат, более
основательных — не деревянных, а
каменных. Строительство палат продолжалось
около четырех лет, работы были завершены
лишь к началу 1764 г. Но и то только вчерне:
для сносного проживания они еще не
годились...
...В 1766 г. настоятелем
Лавры становится законоучитель наследника
престола архимандрит Платон (Лёвшин) —
будущий митрополит Московский. Человек
неутомимо деятельный, он с ходу принимается
за благоустройство не только самой
обители, но и этой небольшой части нового
вверенного ему — выражаясь языком
современным — «хозяйства» — Сухаревского
подворья. При дворе законоучитель
наследника пользовался величайшим
почетом и уважением. Известно и личное
расположение к архимандриту самой
императрицы. А потому неудивительно,
что по прошествии кратчайшего времени
последовал указ, по которому на завершение
строительства отводилось 5000 рублей, и
все работы по отделке палат к следующему,
1767 г. были благополучно завершены.
Проявление высочайшего
внимания к такому событию, как освящение
домовой церкви, явилось лишь очередным
знаком того уважения к законоучителю
при дворе, о котором говорилось уже
выше. Однако и архимандрит Платон не
преминул почтить своего августейшего
ученика — цесаревича Павла: церковь
была освящена им во имя святых
первоверховных апостолов Петра и Павла.
За архимандричьими
палатами, выстроенными по проекту
московского архитектора Василия Яковлева
в модном в те годы стиле барокко, на
долгие годы и десятилетия вперед
утвердилось наименование Главного
дома. Представлял он собой характерный
образец дворцовой постройки периода
первой половины XVIII века: симметричное
здание в два этажа на погребах, центральная
часть и фланги которого подчеркивались
ризалитами (выступающие части здания).
С точки зрения планировки, место для
возведения Главного дома было выбрано
как нельзя лучше: он оказался расположенным
практически в центре современной его
постройке территории подворья, являвшего
собою в те годы зрелище для постороннего
взора весьма усладительное…
…С юга к зданию
архимандричьих палат примыкал сад с
липовыми прешпектами и крохотным
декоративным прудом. На севере, у подножия
холма, на котором возведены были палаты,
раскинулись обширные огороды, сдававшиеся
в аренду местным жителям и таким образом
служившие для подворья источником
постоянного дохода. Близ западного
фасада палат располагались деревянные
на каменных фундаментах жилые флигели
и несколько подсобных строений,
образовывавших небольшой хозяйственный
двор, въезд на который осуществлялся
через большие створчатые Святые ворота,
выходившие в Троицкий переулок. За
двором лежал погост слободской церкви
Живоначальной Троицы. А поблизости, на
спускающемся к берегу Неглинки (а точнее
— так называемого Самотечного пруда,
устроенного путем искусственного
запруживания реки) склоне холма
прилепились дома церковного причта.
В 1770 г., после возведения
архимандрита Платона на Тверскую
архиепископскую кафедру по его приказанию
домовая церковь была заперта и запечатана,
служить в ней без его дозволения не
разрешалось никому. Но это не мешает
сдаче помещений подворья в наем, и
назначение архиепископа Платона на
Московскую митрополичью кафедру мало
что меняет в статусе Сухаревского
подворья: резиденция Московских владык
в то время располагалась в Чудовом
монастыре.
Таким образом, подворье
остается тихим и неприметным загородным
владением Лавры преподобного Сергия.
Расцвет его — в недалеком будущем, когда
поселится здесь святитель Филарет и
своим подвижническим житием прославит
этот тихий уголок. Об этом мы расскажем
через несколько дней, когда Церковь
будет совершать память святителя. А
теперь нам нужно мысленно поспешить в
Лавру, окунуться в ее историю и поклониться
мощам любимого ученика и преемника
преподобного Сергия на игуменстве
преподобного Никона, строителя Лавры.
По: «У Троицы
на Самотёке...»
|