Беседа с
афонским отшельником об Иисусовой
молитве:
плоды молитвы
Святой Максим Исповедник
пишет, что в мистическом восхождении к
Богу существует три стадии. Деятельное
любомудрие — отрицательное (очищение
от страстей) и положительное (приобретение
добродетелей); естественное созерцание,
при котором очищенный ум созерцает все
творение, то есть внутренний смысл
вещей, познает духовный смысл Священного
Писания, видит Бога в природе и молится
Ему; и только затем наступает третий,
последний этап — мистическое богословие,
соединяющее подвизающегося верующего
с Богом.
Все три ступени видны
в исходе израильского народа. Прежде
всего, израильтяне бежали из рабства
египетского, затем перешли через Красное
море, в котором погибло все египетское
войско, после чего достигли пустыни,
где принимали различным образом дары
Божественного человеколюбия (манну
небесную, воду, светлое облако, Закон,
победу над врагами), и лишь после упорной
и долгой борьбы вошли в землю обетованную.
Таков и подвижник
Иисусовой молитвы. Поначалу он выходит
из-под рабства страстям (деятельное
любомудрие), потом входит в пустыню
бесстрастия (естественное созерцание),
где получает дары любви Божией, и,
наконец, за ревностную борьбу удостоивается
земли обетованной (мистическое богословие)
— совершенного единения с Богом — и
наслаждается вечностью в созерцании
нетварного света. Разумеется, богоносные
отцы не отделяют три названных этапа
друг от друга. То есть это не означает,
что, достигнув естественного созерцания
и мистического богословия, мы оставим
аскетические упражнения и сокрушение
о грехах — деятельное любомудрие.
Напротив, возрастая духовно, человек
все более подвизается, чтобы не потерять
милость, которую приобрел. Удостоившись
Божественных откровений, советуют отцы,
следует еще сильнее заботиться о любви
и воздержании...
Митрополит
Иерофей (Влахос)
|