Афонское
братство
Святогорец живет в
своем месте, удалившись от всего. Это
называется «Садом Богородицы». Он
пользуется византийским временем
(отсчет часов в сутках начинается с
захода солнца), отличным от мирского,—
это время богослужебное, и оно переносит
монаха к великим событиям жизни Христа,
передает ему те переживания богослужения,
какие испытали святые отцы. У монаха
другой календарь, переданный отцами.
Он не использует его для каких-либо
«сделок», но для расчета одного — дней
памяти святых, то есть ежедневных встреч,
назначенных с уже причисленными к лику
святых подвижниками благочестия
ежедневно в храме, в келлии, в своем
сердце.
За пределами «Сада»
простирается «зарубежье», внешний мир
— мир, конечно же, Божий. Два мира сплетены
столь неразрывно, что я мог бы сказать:
нельзя рассуждать о мире, не прочитав
прежде целую главу, посвященную Святой
Горе...
Давайте с дерзновением
в голосе нарушим подобающее святыне
молчание и поговорим о некоторых
отличительных особенностях жизни на
Святой Горе.
Во-первых, святогорцы,
даже и те из них, кто является величайшими
отшельниками,— это огромная община.
Монахи на Святой Горе объяты чувством,
что они составляют одно целое. Они
никогда не ощущают своей личной
независимости от остальных. У них есть
единое государство, разделенное на
большие и маленькие семьи разного типа
(киновии, дома, каливы, скиты). Каждая
семья имеет свои отличительные признаки,
свою историю. Не существует двух
одинаковых. Каждая семья движется и
непрестанно приносит Богу то, что имеет,
и то, что может.
Архимандрит
Эмилиан
|