О трезвении
Чтобы достигнуть
величайшего из благ — действительной
чистоты, нужно очистить свой ум от
гpeховных мечтаний и
мыслей. Только так приобретается чистота
на прочном основании.
Если мы желаем прекратить
дурные дела, не заботясь о внутренних
помыслах, то трудимся напрасно. Когда
позаботимся о чистоте своей души, тогда
вселится в нее Бог славы, и она станет
святым и великолепным Его храмом,
благоухающим фимиамом непрестанной к
Нему молитвы.
Что пользы, если мы
телом трудимся день и ночь и изнемогаем,
а внутренне не заботимся о том, чтобы
выдернуть те корни, из которых произрастает
всякое зло?
Будьте внимательны,
чтобы вашу устную молитву не похитила
дневная работа. Громко призывайте
преславное и сладкое имя Иисусово, и Он
не замедлит тут же прийти на помощь и
утешить. Чего только не может исправить
и обновить эта благословенная молитва!
Ум да внемлет без мечтаний словам
молитвы, которую произносит либо он
сам, либо уста. Целью любой молитвы
является молитва без мечтаний, со
вниманием к словам, которые произносят
ум или уста.
Из собственного опыта
я знаю, что благочестие через безмолвие,
молитву, чтение, очистительные слезы,
истинное покаяние и созерцание
Божественных предметов очищает как
телесное, так и духовное существо
подвизающегося человека. Конечно,
приносит пользу и телесный подвиг, когда
есть сильное тело. Когда же телесные
силы отсутствуют, тогда благодарение
и самоукорение восполняют недостаток
телесного подвига.
Во всеобъемлющем
благочестии и трезвении заключается
все. Это истинные признаки живущей во
Христе души. Если этого нет, а есть только
однобокий аскетизм, то человек либо
получает мало пользы, либо совершенно
погибает, кичась похвалами людей и
помыслов.
Архимандрит
Ефрем Святогорец
|