Афонское
братство
Все монашеские семьи
имеют и общее святогорское сознание,
единую традицию, и поэтому свобода
допускается в рамках этой традиции.
Святогорцы чувствуют, что вместе они
составляют одну семью. Кроме того, каждая
монашеская семья представляет свое
собственное внутреннее равновесие
единства и любви благодаря иерархическому
устройству, прежде всего взаимному
согласию и принятию во внимание положения,
мнения, воли и особенностей характера
другого человека, находящегося рядом,
ибо другой является воплощением своего
«я». В нем монах обретает образ Божий,
и именно это интересует его в ближнем.
Признавая другого, каким бы характером
тот ни обладал, и ставя его выше себя,
монах разрешает всякое разногласие и
таким образом сохраняет чистоту своей
личности и обретает ее завершенность,
исполненный мудрости и Божественной
справедливости. Как следствие этого
возникает равноправие членов семьи.
Все — общее, основания этому — свобода
и добрая воля.
Этот, кажется, более
склонен к созерцанию, а тот — к
деятельности. Один в высшей степени
благоговеен, другой более свободен. Вон
того пришедший на Афон паломник, пожалуй,
сочтет крайним, а он живет самым
естественным для него образом. Посетитель
сравнит его с «хулиганом», какие бывают
в миру. Да, может быть. Однако он «хулиган»
Божий, который ежедневно предстоит
перед Ним. Кто может отказать ему в праве
приметатися в дому Бога (Пс. 83, 11)? Да,
вероятно, он совершает плохие поступки,
но с надеждою пребывает предстоящим
пред Богом (Лк. 1, 19) денно и нощно.
Жизнь каждого монаха
и любой монашеской общины отличается
и еще одной характерной чертой. Это —
радость. Источником этой радости являются
слезы монахов. Радость есть плод,
принесенный молитвой, соприсутствием
Бога.
Архимандрит
Эмилиан
|