Беседа с
афонским отшельником
об Иисусовой
молитве: плоды молитвы
Иисусова молитва
поначалу является хлебом, укрепляющим
подвижника, затем становится маслом,
услаждающим сердце, и, наконец, вином,
«сводящим с ума», то есть вводящим в
экстаз и соединяющим с Богом. Теперь
более конкретно. Первый дар, который
посылает молящемуся Христос, представляет
собой осознание греховности. Человек
перестает верить, что он хороший, и
считает себя мерзостью запустения...
стоящей на святом месте (Мф. 24, 15)... И
наступает время слез. Оплакиваешь своего
мертвеца (который внутри тебя). Можно
ли плакать о мертвеце, находящемся в
соседнем доме, и не оплакивать своего
собственного? Так и делатель молитвы
не замечает греховности других, но лишь
свое омертвение. Глаза его становятся
источниками слез, текущих из скорбящего
сердца. Он плачет, подобно осужденному,
все время взывая: «Помилуй мя! Помилуй
мя! Помилуй мя!». По причине слез, о чем
мы говорили ранее, начинается очищение
души и ума. Как вода очищает грязные
сосуды, как падающий дождь очищает небо
от туч и землю от пыли, так и слезы очищают
и отбеливают душу. Они — вода второго
крещения. Итак, молитва доставляет
сладчайший плод — очищение.
Человек не очищается
совершенно, но очищается непрерывно.
Ибо чистота бесконечна. Святой Иоанн
Лествичник приводит слова, слышанные
им от одного бесстрастного монаха: «Она
(чистота) является совершенным, бесконечным
совершенствованием совершенных». Но
чем более очищается, тем более видит
нижние пласты греха и вновь чувствует
необходимость плакать и т. д. Человек
непрерывно совершенствуется и непрерывно
очищается.
Эта борьба длится до
конца жизни. Однако весь этот путь
очищения совершается с помощью и
действием благодати, чтобы верующий
стал вместительным сосудом обильной
Божественной благодати…
…После очищения с
помощью молитвы все и вся видится как
творение Божие. Особенно на людей
смотришь как на образы, исполненные
любви Божией. Тот, кто одет благодатью
Христовой, созерцает ее и в других, пусть
даже обнаженных телесно, в то время как
не имеющий благодати и на одетых смотрит
как на обнаженных…
Бесстрастный человек,
очищенный Иисусовой молитвой, не
соблазняется тем, что видит. Одновременно
побеждается диавол, и это — плод молитвы.
Враг быстро соображает и все сети свои
искусно расставляет для души. Однако
знает делатель молитвы о готовности
его вести брань и заранее принимает
меры...
Да, действительно,
бесстрастие — дар благодати. Бесстрастие
предполагает чистоту и любовь; более
того, оно скрывает любовь. Здесь нам
поможет святой Божий Симеон. Он использует
прекрасный образ. В безоблачную ночь
мы видим на небе диск луны, заполненный
чистейшим светом, и часто вокруг него
(диска) — светлый круг. Как подходит
этот образ к очищенному и бесстрастному
человеку! Тела святых — небо. Их богоносное
сердце подобно диску луны. Святая любовь
— «вседетельный и всесильный свет»,
изливающийся каждый день по мере очищения
на их сердце; и приходит время, когда
сердце исполняется сияющим светом
любви, и наступает полнолуние. Однако
свет не убывает, как происходит на луне,
поскольку поддерживается усердием,
борьбой и благими делами — «...свет,
всегда поддерживаемый усердием и
добродетелью святых». Бесстрастие —
тот круг, который охватывает исполненное
светом сердце, покрывает его и делает
неуязвимым для яростных нападений
лукавого...
...Бесстрастие совершенно
необходимо. Однако это не означает, что
оно — последний дар молитвы и приобретение
всего. Отсюда далее начнется восхождение
к Богу. Святые отцы тремя словами
описывают это духовное восхождение к
обожению. Очищение, просвещение,
совершенство. Чтобы быть более понятным,
приведу тебе два примера из Священного
Писания: восхождение Моисея на гору
Синай для получения Закона и путешествие
израильского народа в землю обетованную.
Первый случай объясняет святой Григорий
Нисский...
Евреи прежде всего
очистили свои одежды и освятили себя,
повинуясь заповеди Божией: ...освяти их,
пусть вымоют одежды свои, чтоб быть
готовыми к третьему дню (Исx. 9, 10–11).
Далее, в третий день, весь народ услышал
громы и глас трубный и увидел молнии и
густое облако над горой Синайской. Гора
же Синай вся дымилась... (Исх. 19, 18–19).
Народ подошел к подножию Синая, и лишь
один Моисей вошел в светлое облако,
достиг вершины, где и принял скрижали
Закона. По толкованию святого Григория
Нисского, путь к Божественному знанию
— очищение тела и души. Готовящийся к
восхождению должен быть, насколько
возможно, чист и незапятнан как телом,
так и душой. Помимо того, по Божественной
заповеди, ему следует омыть одежду —
не столько вещественную, ибо она не
станет препятствием для тех, кто стремится
к боговидению, сколько «одежду сей
окружа-
ющей жизни», то есть
все дела в нашем бытии, которые, как
платье, окружают нас. Нужно удалить от
горы и бессловесных тварей — другими
словами, преодолеть «из чувства
возникающее знание». Очиститься от
любого «чувственного» и «бессловесного»
движения, омыть помыслы и расстаться с
их спутником — чувством. Приготовившись
и очистившись таким образом, можно
отважиться приблизиться к покрытой
густым облаком горе. Однако, опять же,
гора была недоступна для народа, и только
Моисей (то есть избранный к восхождению)
приблизился к ней.
Митрополит
Иерофей (Влахос)
|