Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная

Беседа с афонским отшельником

об Иисусовой молитве: плоды молитвы

Иисусова молитва поначалу является хлебом, укрепляющим подвижника, затем становится маслом, услаждающим сердце, и, наконец, вином, «сводящим с ума», то есть вводящим в экстаз и соединяющим с Богом. Теперь более конкретно. Первый дар, который посылает молящемуся Христос, представляет собой осознание греховности. Человек перестает верить, что он хороший, и считает себя мерзостью запустения... стоящей на святом месте (Мф. 24, 15)... И наступает время слез. Оплакиваешь своего мертвеца (который внутри тебя). Можно ли плакать о мертвеце, находящемся в соседнем доме, и не оплакивать своего собственного? Так и делатель молитвы не замечает греховности других, но лишь свое омертвение. Глаза его становятся источниками слез, текущих из скорбящего сердца. Он плачет, подобно осужденному, все время взывая: «Помилуй мя! Помилуй мя! Помилуй мя!». По причине слез, о чем мы говорили ранее, начинается очищение души и ума. Как вода очищает грязные сосуды, как падающий дождь очищает небо от туч и землю от пыли, так и слезы очищают и отбеливают душу. Они — вода второго крещения. Итак, молитва доставляет сладчайший плод — очищение.

Человек не очищается совершенно, но очищается непрерывно. Ибо чистота бесконечна. Святой Иоанн Лествичник приводит слова, слышанные им от одного бесстрастного монаха: «Она (чистота) является совершенным, бесконечным совершенствованием совершенных». Но чем более очищается, тем более видит нижние пласты греха и вновь чувствует необходимость плакать и т. д. Человек непрерывно совершенствуется и непрерывно очищается.

Эта борьба длится до конца жизни. Однако весь этот путь очищения совершается с помощью и действием благодати, чтобы верующий стал вместительным сосудом обильной Божественной благодати…

 

…После очищения с помощью молитвы все и вся видится как творение Божие. Особенно на людей смотришь как на образы, исполненные любви Божией. Тот, кто одет благодатью Христовой, созерцает ее и в других, пусть даже обнаженных телесно, в то время как не имеющий благодати и на одетых смотрит как на обнаженных…

Бесстрастный человек, очищенный Иисусовой молитвой, не соблазняется тем, что видит. Одновременно побеждается диавол, и это — плод молитвы. Враг быстро соображает и все сети свои искусно расставляет для души. Однако знает делатель молитвы о готовности его вести брань и заранее принимает меры...

Да, действительно, бесстрастие — дар благодати. Бесстрастие предполагает чистоту и любовь; более того, оно скрывает любовь. Здесь нам поможет святой Божий Симеон. Он использует прекрасный образ. В безоблачную ночь мы видим на небе диск луны, заполненный чистейшим светом, и часто вокруг него (диска) — светлый круг. Как подходит этот образ к очищенному и бесстрастному человеку! Тела святых — небо. Их богоносное сердце подобно диску луны. Святая любовь — «вседетельный и всесильный свет», изливающийся каждый день по мере очищения на их сердце; и приходит время, когда сердце исполняется сияющим светом любви, и наступает полнолуние. Однако свет не убывает, как происходит на луне, поскольку поддерживается усердием, борьбой и благими делами — «...свет, всегда поддерживаемый усердием и добродетелью святых». Бесстрастие — тот круг, который охватывает исполненное светом сердце, покрывает его и делает неуязвимым для яростных нападений лукавого...

...Бесстрастие совершенно необходимо. Однако это не означает, что оно — последний дар молитвы и приобретение всего. Отсюда далее начнется восхождение к Богу. Святые отцы тремя словами описывают это духовное восхождение к обожению. Очищение, просвещение, совершенство. Чтобы быть более понятным, приведу тебе два примера из Священного Писания: восхождение Моисея на гору Синай для получения Закона и путешествие израильского народа в землю обетованную. Первый случай объясняет святой Григорий Нисский...

Евреи прежде всего очистили свои одежды и освятили себя, повинуясь заповеди Божией: ...освяти их, пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню (Исx. 9, 10–11). Далее, в третий день, весь народ услышал громы и глас трубный и увидел молнии и густое облако над горой Синайской. Гора же Синай вся дымилась... (Исх. 19, 18–19). Народ подошел к подножию Синая, и лишь один Моисей вошел в светлое облако, достиг вершины, где и принял скрижали Закона. По толкованию святого Григория Нисского, путь к Божественному знанию — очищение тела и души. Готовящийся к восхождению должен быть, насколько возможно, чист и незапятнан как телом, так и душой. Помимо того, по Божественной заповеди, ему следует омыть одежду — не столько вещественную, ибо она не станет препятствием для тех, кто стремится к боговидению, сколько «одежду сей окружа-

ющей жизни», то есть все дела в нашем бытии, которые, как платье, окружают нас. Нужно удалить от горы и бессловесных тварей — другими словами, преодолеть «из чувства возникающее знание». Очиститься от любого «чувственного» и «бессловесного» движения, омыть помыслы и расстаться с их спутником — чувством. Приготовившись и очистившись таким образом, можно отважиться приблизиться к покрытой густым облаком горе. Однако, опять же, гора была недоступна для народа, и только Моисей (то есть избранный к восхождению) приблизился к ней.

Митрополит Иерофей (Влахос)

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї