О трезвении
Пусть очи твоей души
будут бдительны и хранят чувства — как
тела (главным образом глаза), так и души
(в особенности ум) — от рассеяния, потому
что через чувства входят опасные микробы
духовных болезней, и со временем
невнимательный христианин приобретает
множество недугов и теряет бесценное
здоровье своей бессмертной души.
Подвизайся, чадо мое,
добрым подвигом (Тим. 6, 12), ведущим к
вечной жизни. Положи доброе начало,
чтобы достигнуть наилучшего конца. Ум
свой пригвозди к памяти Иисус Христовой,
и Он станет для тебя всем: радостью и
миром, скорбью и обилием животочных
слез, которые соделают твою душу белее
снега и легче облака.
Чадо мое, когда ты
безмолвствуешь и творишь молитву со
вниманием, то есть когда ум следит за
молитвой, не переходя к чему-либо другому,
кроме молитвы, тогда твой ум начинает
приближаться к сладости Иисусовой. Если
всегда будешь себя смирять, то это
принесет тебе огромную пользу. Непрестанно
ругай себя и никогда не оправдывай.
Чадо мое, будь осторожен
с мечтаниями и греховными помыслами.
Все заключается в помысле. Поставь
стража в уме, чтобы он не позволял
безнравственным представлениям входить
в воображательную часть ума. Иначе сразу
возникает опасность, что душа согрешит
и опечалит Того, Кто ради всех нас был
распят на бесчестном тогда древе, а
теперь Честном Кресте.
В душе прелюбодеяние
происходит очень легко, если мы позволяем
постыдным помыслам и подобным мечтаниям
господствовать внутри нас. Это не что
иное, как душевное прелюбодейство.
Величайшая церковь,
где с радостью поселяется Бог, это та,
которую Он весьма искусно сотворил
собственными руками,— наше всецелое
существо, наша душа, когда она чиста.
Старец Ефрем
Святогорец
|