Беседа с
афонским отшельником об Иисусовой
молитве:
как приходит
победа в невидимой брани
Благодать приходит и
уходит, чтобы снова прийти и опять
скрыться. Бог посылает Свою благодать
и ограничивает ее. В начале умного
делания периоды времени от уменьшения
благодати до ее возвращения весьма
велики. Однако после долгого упражнения
они становятся весьма малы. И подвижник
знает эти посещения, но он знает и
сокрытия благодати.
Благодать приходит для
того, чтобы утешить и усладить; уходит
для того, чтобы дать возможность усвоить,
искать и смиряться. То есть для того,
чтобы мы поняли, что благодать была
Божественным даром и что, следовательно,
мы совершенно недостойны принять ее.
Многие монахи по опыту хорошо знают эти
искушения благодати, которые могут
длиться много лет. Приход и уход... В
первом случае она укрепляет монаха,
наполняя его Божественным утешением.
Как бы говорит ему: «Я здесь!». Во втором
случае уходит, чтобы быть усвоенной. А
это труднейшее делание. Нужно много
трудиться и молиться, чтобы усвоить
Божественную благодать, которую имел.
Ибо среди монахов бывают случаи, когда,
приняв ее, они впоследствии ее отвергали.
Не то ли произошло и с апостолом Петром?
На горе Фавор он получил обильную
благодать, но, будучи не готов усвоить
ее, впал в состояние отречения от Христа.
Этап усвоения связан со скорбным поиском.
Монах теперь знает, что она есть (по ее
явлению), и это понуждает его с плачем
искать.
После упорной борьбы
и многих жертв наступает момент, когда
благодать почти укрепляется в сердце
и водворяются там постоянная тишина,
непрестанное безмятежие, вечная сладость.
Фавор в душе. Царство Божие в сердце.
Святая Троица внутри нас. Человек по
образу и подобию Божию.
Митрополит
Иерофей (Влахос)
|