Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная

Духовное наследие преподобного Сергия

Кроткий и смиренный, преподобный Сергий явился носителем высокой духовной культуры. По его благословению получили начало или развились целые направления просвещения на Руси. Изучение «Школы преподобного Сергия» служит ключом к пониманию многих культурно-исторических явлений нашей родины. Так, он благословил своего любимого ученика Афанасия (преподобного Афанасия Высоцкого старшего.— Прим. сост.), родом из Ростова, на игуменство в монастыре в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы «на Высоком», под Серпуховом (в 1374 г.), а затем послал его в Константинополь (в 1382 г.).

В восприятии опыта мастеров, прибывших из Византии в монастырь преподобного Афанасия Высоцкого: каллиграфов, певцов, иконописцев, зодчих — несомненно выразилось понимание преподобным Сергием Радонежским византийской истории и его давнее желание наследовать ее культурно-историческое богатство.

Еще в ранней юности он был свидетелем того, чем был богат «Григорьев затвор» Ростовского кремля, где он, как боярский сын, несомненно бывал. В этом греческом монастыре святителя Григория Богослова богослужение с XII века совершалось так же, как во многих греческих монастырях. Греческие монахи не могли не оставить в душе будущего строителя Дома Живоначальной Троицы того лучшего, что они принесли с собой.

Особо следует сказать о монастыре преподобного Афанасия Высоцкого. Именно туда преподобный Сергий в 1374 г. направил пришедшего к нему из Юрьева юношу, несмотря на слезные просьбы принять его в Троицкую обитель. Преподобный поручил своему ученику воспитать юношу «на Высоком», ибо провидел в нем своего преемника, будущего строителя Дома Живоначальной Троицы. Преподобный Афанасий Высоцкий совершил монашеский постриг этого юноши и нарек его Никоном…

…Насколько безошибочно было умение преподобного Сергия видеть талант своего ученика и развить его, можно судить по тому, сколь высоким был уровень культурной и духовной зрелости, которую проявил преподобный Афанасий Высоцкий в те недолгие годы, когда создавалась его обитель. Об этом свидетельствуют «Пандекты Никона Черногорца», рукопись 1381 г… «Высоцкий чин», который преподобный Афанасий прислал в свой монастырь, а также рукописи, присланные им на Русь — в монастырь «на Высоком», в Саввин Сторожевский монастырь, в его родную обитель…

В книгах Троице-Сергиевой Лавры мы находим ключ к пониманию многого в жизни, речах, действиях столь скупых на слова русских людей прошлого. Яснее становится, каков был путь, следуя которым, люди того времени достигали в жизни и творчестве такой гармонии духа.

Два автора — воспитатели духа — особо привлекают иноков XIV и XV веков. Они неутомимо переписывают «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника и «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея. Более того, «Лествица» и «Поучения» Аввы Дорофея нередко списывались в одну книгу.

По внешним признакам — по стилю и писательским приемам, по характеру авторов, по тем сторонам жизни, которые они освещают,— эти книги не сходны. И только углубившись в существо высказываемых мыслей и обдумав даваемые ими указания, понимаешь, насколько тесно они спаяны. Эти книги являются своего рода определителем «Школы преподобного Сергия»…

Если вникнуть в содержание этих книг, оставляя в стороне внешнюю форму — форму наставления монахам, то можно убедиться, что едва ли есть в мировой литературе столь удачно выполненная задача — указать путь к духовному устроению души, к красоте духа, к царству любви, стремление к которому заложено в глубине каждого человека. Такова светлая убежденность авторов.

 

…Удивительным дополнением к этим книгам в библиотеке Троице-Сергиевой обители являются созданные в те века списки с творений преподобного Исаака Сирина... Этот сирийский богослов не знает себе равных по психологическому анализу понятий и чувств, по тонкости и глубине постижения души человеческой. Приходишь в изумление оттого, что эти трудные для усвоения «Слова подвижнические» находили себе читателя на далеком Севере, причем, как видно по числу списков, не единичного.

Под таким руководством возрастал дух русских людей. Очистившись, окрепнув, он воспринимал то наиболее углубленное, что находил в мировой литературе (творения Григория Богослова, Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина). В области художественной, эстетической — если не находил своим представлениям достаточно полного соответствия в творчестве прошлого — казалось, простой русский умелец искал возможность отобразить свои возвышенные мысли и чувства в иконописи, архитектуре, а также в обычных ремеслах и в повседневном служении людям.

В состав библиотеки Троице-Сергиева монастыря входят «доброписания многа» преподобного Афанасия Высоцкого, который в течение 20 лет жил и трудился в Константинополе. Вокруг себя он собрал переводчиков и переписчиков. Насколько оценили на Руси труд преподобного Афанасия и его учеников, свидетельствуют списки, сделанные с их рукописей в дальнейшем…

Заботами преподобных игуменов Сергия и Никона, а также святителя Алексия и иных подобных им благодатных мужей, бывших во главе образованного общества тогдашней столицы Руси, трудами мастеров книги Троицкий монастырь приобщался к византийской богословской мысли.

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин)

 

 

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї