Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная

Из Слова после Божественной литургии

в Иосифо-Волоцком монастыре 31 октября 2009 года

Сегодня великий день. Мы вспоминаем память святого преподобного Иосифа Волоцкого — в день, когда одновременно празднуем 530-летие основания на этом святом месте обители и 20-летие ее возрождения.

Иосиф Волоцкий — это человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли. Он жил в очень непростое время — XV и начало XVI века. Это, с одной стороны, время собирания Руси — образование единого Русского государства из разрозненных феодальных княжеств; это несомненное возвышение страны, а вместе с ней и Церкви, ее роли в жизни народа; несомненное укрепление роли России в Европе и в тогдашнем мире. Преподобный Иосиф прекрасно понимал значение тех событий, которые происходили в стране. Но понимал он также и то, что всякое возвышение страны и Церкви непременно получает сопротивление от врага рода человеческого и от внешних противников, ибо, как гласит древняя восточная пословица, «камнями бросают по тому дереву, на котором плоды». И когда плоды Русской Церкви стали очевидными, когда ее влияние на народ, на жизнь тогдашней Европы стало очевидным, тогда и возвысили свой голос хулители, еретики, которые пытались поколебать духовный авторитет Церкви.

Преподобный Иосиф мужественно выступил в борьбе с теми, кто лжеучением пытался разрушить внутреннее единство Церкви. До сих пор не смолкают споры в отношении роли преподобного Иосифа. Некоторые считают, что его борьба с ересью была неправильной, некоторые считают, что его стремление укрепить материальную основу церковной жизни было неверным, некоторые обвиняют преподобного Иосифа в стяжательстве только потому, что он был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу...

...Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. Как сказали бы сегодня экономисты, он видел в Церкви инструмент перераспределения материальных благ и считал, что именно Церковь может взять от богатых и передать бедным. А потому всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве — это надуманные обвинения…

…В этом храме мы видим его вериги. Этот человек носил на себе многокилограммовые железные цепи и кресты. Устав Свято-Успенской обители, в которой мы находимся, был почти самым строгим на Руси. Многие не выдерживали строгости этого устава. Достаточно сказать, что преподобный Иосиф завел обычай, который ограничивал иноков даже в том, чтобы иметь какие-то вещи в своей комнате. Разрешалось только самое необходимое — иконы и книги; все остальное не должно было находиться в келлиях. Питались иноки общежительно в трапезной один раз в сутки. Современному человеку даже трудно представить, как преподобный Иосиф настаивал на том, чтобы каждый инок 1500 раз в день произносил Иисусову молитву и 300 раз обращался к Божией Матери. Помимо уставных богослужений, каждый инок читал в день по четыре кафизмы в своей келлии.

Это устроение монастыря, в котором так энергично развивалась духовная жизнь, свидетельствовало о подлинных целеустремлениях преподобного Иосифа и его братии. А куда же шли средства? В этой самой обители, где мы находимся, была учреждена одна из первых на Руси духовных школ. Здесь был приют для сирот...

...Бывали дни, когда обитель кормила до 700 бедных людей бесплатно. Здесь же могло быть совершено погребение человека, у которого не было ничего за душой. Преподобный Иосиф особенно требовал, чтобы бедных людей погребали монахи, отдавая им часть своего сердца и свою молитву, согревая их и, может быть, их родных и близких, таких же несчастных, своей молитвой, своей заботой и своей любовью.

Образ жизни преподобного, его мысли, его слова, но особенно его дела были ярким свидетельством того, что все эти нападки, все эти обвинения были направлены на то, чтобы поколебать духовный авторитет не только преподобного, но и Церкви Божией, который отстаивал с такой силой святой Иосиф, Волоцкий чудотворец…

Преподобный Иосиф войдет в историю нашего народа как великий церковный муж, прозревавший многие опасности тогдашней общественной жизни, сознававший важность церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось. И потому память о нем так бережно сохраняет Церковь, вознося ему сегодня молитвы, памятуя о подвигах его личной монашеской жизни, но также и о подвигах его церковно-общественного служения.

Патриарх Московский

и всея Руси Кирилл

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї