Из истории
Свято-Троицкого
Павло-Обнорского
монастыря
...Что касается внутренней
жизни Павло-Обнорской обители, то
известный русский церковный историк,
писатель и путешественник А.Н. Муравьёв,
посетивший заволжские монастыри в 40-х
годах XIX века, оставил
великолепные зарисовки повседневной
монастырской жизни.
«Никого я не встретил
в пустынной ограде,— писал А. Н. Муравьёв
в главе, посвященной Павло-Обнорской
обители,— как будто не было там и души
человеческой, и эта мертвенная тишина
соответствовала понятию о пустынной
обители. Вся братия, хотя и не многолюдная,
до последнего послушника, соединена
была в церкви. Вечерня уже отошла и
оканчивалось правило, когда взошел я в
соборную церковь Живоначальной Троицы;
пели умилительную стихиру Честному
Кресту…
Служивший иеромонах,
в мантии и епитрахили, стоял посреди
церкви с крестом в руках. Рядом с ним —
настоятель, благоговейный вид которого
с первой минуты располагал уже к нему
сердце. Братия один за другим поклонялись
сперва пред честным крестом, которым
осенял их священнослуживший, и, поцеловав
распятие Господне, смиренно припадали
к ногам своего настоятеля, испрашивая
у него прощения грехов своих, сделанных
ими в течение дня. Настоятель, в свою
очередь, смиренно кланялся каждому из
них, взаимно испрашивая себе прощения,
и знаменовал их большим крестом на челе,
персях и раменах, и братия расходились
один за другим.
Так умилительно и
благоговейно совершалось сие вечернее
христианское прощение пастыря и его
паствы, что никто даже не заметил
присутствия чуждого лица, хотя я был
только один пришелец в церкви, совершенно
пустой. Признаюсь, это благочестивое
зрелище тронуло меня до слез, напомнив
мне афонские пустынные скиты…»
|