О крестном
пути в Царство Небесное
Учение Христа исходит
от Отца светов (Иак. 1, 17); ему присуще
Божественное совершенство; оно принадлежит
иному плану бытия. Никто из людей не
может согласовать свою жизнь с Евангелием
своею силою. Сколько бы мы ни напрягались,
заповедь в своем совершенстве остается
недосягаемой. Возможно, что в какие-то
моменты нам будет дано приблизиться к
сему огню (Лк. 12, 49), но устоять в нем
надолго мы не можем. То же нужно заметить
относительно опыта бесстрастия: он
может быть дан подвижнику, но не носит
характера постоянства и подвержен
колебаниям, в зависимости от окружения,
от формы служения людям.
В пределах земли нет
абсолютного совершенства, и опасно нам
удовлетвориться уже достигнутым. Не
верующие в Бога не знают богооставленности.
Сие горе переживают лишь те, кто уже
познал благость Бога и всеми силами
стремится пребывать в Нем и с Ним. Чем
в большей мере вкусил человек радости
единения с Богом, тем глубже страдает
он при разлуке с Ним. Последний предел,
известный нам из Евангелия, есть Сам
Господь: после молитвы с кровавым потом
в Гефсимании, в которой Он отдал все
Отцу Своему, на Кресте Он
возопил громким
голосом... Боже Мой, Боже Мой! для чего
Ты Меня оставил?.. и опять возопив...
испустил дух (Мф. 27, 46–50). При таком полном
истощании человека Христа Иисуса (1 Тим.
2, 5) истощание сие преобразилось в столь
же завершенное обожение воспринятого
Им в акте воплощения нашего естества.
И Ему, уже как «человеку», было дано имя,
превысшее... всякого имени, именуемого
не только в сем веке, но и в будущем (Флп.
2, 9; Еф. 1, 21).
Христианину следует
как-то приблизиться к сему состоянию,
чтобы удостоиться воспринять
соответствующее глубине его личного
истощания спасение.
Архимандрит
Софроний (Сахаров)
|