О трезвении
Многие люди обманываются,
потому что есть в них эгоизм, который
производит большую работу. Сначала
совершается внутреннее предательство,
а потом уже оно обнаруживается посредством
телесных членов. Поэтому необходимо
усиленное и непрестанное внимание,
усиленное трезвение, как уже сказано
нами. Внутри нас должен стоять страж и
часовой, который следил бы за входящими
и исходящими помыслами, опознавал их,
чтобы внутрь не пробрались соглядатаи
и не разожгли в государстве души
междоусобную войну.
Сколько помыслов
нападает на нас постоянно? Очень много,
помыслы каждой страсти. И если душа
обладает хорошим зрением, то еще издалека
чинит помыслам препятствия. По «запаху»
она определяет, что страсть должна
восстать, и тут же начинает подготовку,
расставляет часовых, воздвигает земляные
валы и так оказывается готовой отразить
атаку страсти.
Люди попадают в плен.
Страсть похожа на ядовитую змею. Бывают
такие большие змеи, которые распространяют
вокруг свое ядовитое дыхание, и это
дыхание отравляет все, что находится
поблизости. После этого они проглатывают
свою добычу. Так же поступает и змея
греха. Издалека она расточает яд —
наслаждение и парализует ум, парализует
силы. Человек попадает в рабство страсти
и невольно влечется ко злу.
Люди, оказывающиеся в
таком положении, свидетельствуют
следующее: «В это время я не могу
сопротивляться, ничего не могу сделать».
Ответ на это таков: мы должны соответственно
подготовиться, чтобы дело не дошло до
пленения и разоружения ума и сердца.
Как только умный змий начнет расточать
свой яд, еще издалека, прежде чем он
дойдет до нас и отравит душу, мы должны
предпринять меры, дабы избежать опасности,
потому что, будучи отравлены, мы уже
ничего не сможем сделать.
Архимандрит
Ефрем Святогорец
|