О Божественной
литургии: в жизнь вечную
В прощальной беседе со
своими учениками, сохраненной нам
евангелистом Иоанном, Христос открывает,
какова воля Отца Небесного, Которому
Он служит: Воля Пославшего Меня есть
та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий
в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу
его в последний день (Ин. 6, 40). Однако
человек после падения в грех утратил
свое духовное зрение и все духовные
чувства и не мог созерцать Сына — Слово
Божие и твердо веровать в Него. Чтобы
человеку обрести вновь духовное бытие,
Второе Лицо Единосущной и Нераздельной
Троицы стало плотию, и обитало с нами
(Ин. 1, 14). Ибо поскольку человеком вошел
в мир грех, а грехом — смерть, то благоволил
Единородный Сын Божий, сущий в лоне
Отчем, рожденный от Жены, Пресвятой
Богородицы и Приснодевы Марии, бывший
под законом, осудить грех во Плоти Своей,
дабы умирающие в Адаме оживотворились
в Самом Христе (молитва анафоры литургии
святого Василия Великого). Христос
осудил грех в Плоти Своей и восстановил
человека в первозданной красоте. Началось
Новое Творение.
То, что соделал Христос
единожды в Плоти Своей, вкушает всякий
верующий в Евхаристии. Посредством нее
он воплощается в Искупителя, причащаясь
Святого Тела Его. Это воплощение имеет
следствием освящение человека. Очищаются
ум и душа благодатью, преподава-
емой Господом в Таинстве.
Святой Иоанн Златоуст, говоря о множестве
действий Крови Христовой, подчеркивает
между прочим следующие: «Это спасение
наших душ, ею омывается душа, ею украшается,
опаляется ею, она светлее огня соделывает
ум наш, она светлее золота делает душу.
Пролилась эта Кровь и соделала небо
проходимым». Этими Божественными Дарами
совершается преображение, воссоздание
истлевшего страстями образа Божия в
падшем человеке. Все стремление верующего
к духовной жизни состоит в следующем:
совлечься Ветхого Адама и облечься в
Нового, Который по существу есть древняя
доброта человека. В этом духовном подвиге
Таинство — всеоружие Божие для верующего.
|