Житие великомученика Георгия Победоносца
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей,
воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в
древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих
воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и
красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался
любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем,
но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить
в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из
самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан,
св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже
ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на
волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином,
обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна
сильных и убедительных возражений против императорского приказа
преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал
подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в
темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а
на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил
страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться
в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в
негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями
внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император
приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко
Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями,
которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за
чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем.
Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в
храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже
посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим
копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к
посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что
недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил
змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь —
удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно
по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий
выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и
привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
огда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне
светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был
святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил
уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу
жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты
жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление
единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого
Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители
русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на
пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и
животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют
— «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова,
крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на
коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3;
20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
Память великомученика Георгия Победоносца совершается 23 апреля / 6 мая.
Тропарь, глас 4
Яко
пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/
православных поборниче,/ Победоносче, великомучениче Георгие,// моли
Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Возделан
от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей
рукояти собрав себе,/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/
страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,// молитвами, святе, твоими
всем подаеши прегрешений прощение. |