…Андрей Рублёв воплотил
столь же непостижимое, сколь и
кристально-твердое и непоколебимо-верное
видение мира. Но чтобы увидеть этот мир,
чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть
это прохладное, живительное веяние
духа, нужно было иметь художнику перед
собой небесный первообраз, а вокруг
себя — земное отображение, — быть в
среде духовной, в среде умиренной. Андрей
Рублёв питался, как художник, тем, что
дано ему было. И потому не Андрей Рублёв,
духовный внук преподобного Сергия, а
сам родоначальник земли Русской —
Сергий Радонежский должен быть почитаем
за истинного творца величайшего из
произведений не только русской, но и,
конечно, мировой культуры. В иконе Троицы
Андрей Рублёв был не самостоятельным творцом,
а лишь гениальным осуществителем
творческого замысла и основной
композиции, данных преподобным Сергием.
Это — второй символ русского духа; под
знаком его развертывается дальнейшая
русская история, и достойно внимания,
хотя иного и ждать было нельзя, что
величайший литургический сдвиг, в
котором, своим чередом, выразилась
русская идея и своеобразные черты
русского духа, опять-таки связывается
с именем преподобного Сергия. Я говорю
о Троичном дне как литургическом
творчестве именно русской культуры, и
даже определеннее — творчестве
преподобного Сергия...
Прекраснейшее из зданий
русской архитектуры — собор Троицкий…
и прекраснейшее из изображений русской
иконописи — рублёвская «Троица», как
и прекраснейшее из музыкальных воплощений,
несущее великие возможности музыки
будущего, служба вообще и Троицына дня
в частности, значительны не только как
красивое творчество, но своею глубочайшей
художественной правдивостью, то есть
полным тождеством покрывающих друг
друга первообраза русского духа и творческого
его воплощения.
Священник Павел
Флоренский
Назад
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter