Храм Покрова
на Нерли
В 1164 г. князь Андрей
Юрьевич Боголюбский вместе со своим
старшим сыном Изяславом ходил в поход
на волжских булгар. Летописи ничего не
сообщают о непосредственной причине
этого похода, но зато подробно описывают,
как готовились Андрей Юрьевич и его
войско к этому походу. Все причастились
Святых Христовых Таин, за молебным
пением молились перед иконой Пресвятой
Богородицы, которую князь повелел нести
перед войском. На протяжении всего
похода князь видел луч, исходивший от
иконы и осенявший его полки. В первом
же бою булгары были разбиты, после чего
князь Андрей взял один за другим шесть
булгарских городов.
Победа князя, одержанная
в первый день августа, совпала с победой
Византийского императора Мануила над
сарацинами. В походе императора перед
войском священники несли крест и икону
Спасителя, от которых Мануил видел
знамение благодатной помощи. В память
об этих чудесно совпавших по времени
победах православных правителей над
иноверцами, угрожавшими их православным
державам, по благословению Патриарха
Константинопольского было установлено
празднество в честь Всемилостивого
Спаса и Пресвятой Богородицы.
Из окон своей резиденции
в Боголюбове князь часто заглядывался
на то место, в котором сливались
полноводная Клязьма и Нерль. Наверное,
старые воины не раз говорили князю, что
неплохо было бы в том месте поставить
укрепленный форпост, чтобы контролировать
судоходство по обеим рекам. Но князь
думал иначе.
Нет, не станет он ставить
там укреплений, а поставит белокаменный
храм над пристанью, чтобы гости,
следовавшие по рекам, прежде чем прийти
к нему, земному владыке, поклонились
Владыке Небесному и Его Пресвятой Матери
и поняли, что не земной силой, а силой
Божией и Покровом Царицы Небесной
утверждается мощь и безопасность Руси...
…Было лишь одно
затруднение, которое могло помешать
осуществлению планов Андрея Юрьевича.
Место, избранное им, во время весенних
разливов превращалось в безбрежное
море, по которому плыли огромные льдины.
И все же князь призвал зодчих. Зодчие,
среди которых были безвестные гении,
тонко понимавшие красоту и не менее
самого князя стремившиеся послужить
своими талантами и умением во славу
Пресвятой Богородицы, задуманное князем
оценили по достоинству и строить не
отказались. План их был прост и дерзок: они решили
поставить храм на рукотворном холме,
сложенном из бутовых камней, скрепленных
раствором и тщательно утрамбованной
засыпкой. Поставленное на такой «подушке»
основание храма поднимет его над водами
разлива, и храм, словно плывущий по
водам, будет светлым чудом, радующим
сердца и поющим песнь Пресвятой Деве.
И сам храм, построенный
«о единем лете», был похож на молитву,
на радостный и трепетный гимн, излившийся
из сердца великого мастера. Русским
Парфеноном называют его высокие знатоки
и ценители архитектуры за безупречную
красоту линий, за прозрачную светлость
внутреннего пространства, за щемящую
красоту и гениальную простоту образа,
несущего из глубины веков послание о
служении Небу на земле. Восемь с половиной
веков стоит небольшая белая церковка
посреди лугов и полей, посреди белых
снегов, посреди разлившихся вод, которые
так и не смогли причинить ей вреда. К
ней ведет тропа протяженностью около
1,5 км, по этой тропе — теперь ухоженной
и выложенной плитами, а раньше простой
луговой тропинке — идут и идут люди. И
нет среди них равнодушных, и каждого
путника пленяет, завораживает ее красота,
неяркая, неброская, но подлинная и
бессмертная.
|