О трезвении
Будем подвизаться по
силе в посте телесном. В посте же чувств,
ума и сердца всеми силами будем бороться
с врагом нашей души. Храни, чадо мое,http://blagoslovenie.su/images/stories/izrechenia/efrem.jpg
свои чувства, и особенно глаза. Глаза —
это щупальца осьминога, которые хватают
все, что движется перед ними. Они легче
всего схватывает греховную добычу.
Из-за этого пали духовные столпы и
погибли. Давид, дав волю своим глазам,
соделал убийство и прелюбодеяние, хотя
был великим пророком Божиим, имел
благодать и дар прозрения. Поскольку,
чадо мое, ты живешь посреди различных
искушений, то береги чувства, особенно
же ум, этого кормчего, «бесстыднейшую
птицу», как называл его авва Исаак. Ум
входит в тайные дела ближнего. Он мерзкий
художник, когда изображает постыдное.
Поэтому любой ценой старайся сохранить
его чистым, изгоняя всякий помысел и
греховное мечтание с помощью сильной
молитвы и гнева: Гневаясь, согрешайте
(Еф. 4, 26). Непрестанно бодрствуйте в
хранении ума, потому что от усердия или
небрежности зависят жизнь и смерть
бессмертной души. Все начинается с
воображательной части ума. Нет такого
греха или такой добродетели, которые
не имели бы своим началом и отправной
точкой воображение. Следовательно,
доброе хранение этого умного начала
позволяет достигнуть святой цели
спасения. Духовное трезвение в своем
главном значении является вот чем:
хранением ума чистым от страстных
фантазий и противоборством любому
нападению диавола с помощью имени Иисуса
и слова противоречия. Без трезвения
недостижимо очищение души и тела, а без
этого и Бог не может быть видим в чувстве
ума и сердца. Если Господь не посещает
душу человека, то он все еще пребывает
во тьме греха. Мы же, монахи, посвятившие
себя святой цели достижения внутреннего
очищения по Христу — очищения от
страстей, должны хорошенько вызубрить
важнейший урок трезвения, благодаря
которому приблизимся к Богу в чувстве
сердца.
Архимандрит
Ефрем Святогорец
|