Из беседы с
афонским пустынником
об Иисусовой
молитве: о невидимой брани
Святые отцы учат, что
человек если и не находится под властью
бесов, то, тем не менее, непременно
испытывает их влияние и воинственную
ярость. Бесы постоянно крутятся подле
души, стараясь любым способом ввергнуть
верующего в грех — чувствами ли (когда
предмет находится близко), мечтаниями
ли (когда лицо или предмет удалены) или
же восстанием плоти. Ибо весь человек,
состоящий из души и тела, подлежит
воздействию и пленению сатаны.
Эта воинственная тактика
лукавого особенно проявляется в часы
молитвы. Все подвизающиеся в умном
делании каждое мгновение видят, как
лукавый яростно воюет против них. Они
ясно видят, как диавол использует любые
средства, лишь бы отвратить их от памяти
о Боге. Они видят все уловки лукавого
беса, ненавидящего людей и добро. Как
говорит Марк Подвижник: «Когда диавол
заметит, что ум молится из сердца, тогда
нападает великими и изощренными
искушениями». Он чрезвычайно ненавидит
людей; ненависть же его особенно
увеличивается, когда он наблюдает, как
вместе с молитвой они уподобляются
Ангелам и занимают его место, которое
он имел до падения…
Итак, каждый подвижник
может многое поведать о войне с диаволом.
Видя его действия, подвижники жалеют
его по причине его ужасного положения
и падения. Он был создан, чтобы служить
Богу и славословить Его; ныне же впал в
противление Божественному делу, воюя
против человека, которого так возлюбил
Бог. Теперь диавол — дух постоянного
разрушения любого благого единения. Он
начальник раскола. Бог желает единства,
он — разделения. Бог желает спасения,
он — гибели. Он всячески подвигает
человека к восстанию против Бога и
против Церкви...
…То, что я скажу, будет
трудно понять. Это может показаться вам
странным и преувеличенным. Монахи,
живущие в миру, не понимают борьбу
монахов Святой Горы и яростные нападки
лукавого. Но мы видим ее на каждом шагу.
Кое-что я расскажу, чтобы помочь вам и
доставить пользу. Только мы приготовимся
молиться, тотчас и сатана готов к обороне
и нападению. Это должен знать делатель
молитвы, чтобы не смущаться, когда
испытывает первые внезапные нападения
и затем яростные атаки диавола, бросающего
против подвижника все боеприпасы,
которыми он владеет… Поначалу он
отвращает его от молитвы, склоняет
заняться другим — общественным трудом.
Затем напоминает о событиях, разных
лицах, состояниях…
Цель Иисусовой молитвы
— стяжать Христа, Царство Иисусово в
сердце, чтобы открылось Царство Божие
в нас, зажглась искра благодати, ныне
сокрытая под пеплом греха. И тогда
исполнится прошение молитвы: «Да приидет
Царствие Твое». Однако сейчас, как я уже
сказал, сердце помрачено мглой греха и
бесы орудуют в нем. Лукавый установил
господство над сердцем (но не над центром
его, ибо только действие Святого Духа,
будучи нетварным, соединяется с душой
и все контролирует). Временами — поверь
мне, отец мой,— я вижу свое сердце
подобным зоологическому саду. Все
страсти похожи на животных, находятся
там и завывают… В молитве же мы стремимся,
чтобы сошел Христос в сердце во всей
славе и сиянии и изгнал лукавого, омрачающего различными
страстями душу уже после того, как она
получила для своей защиты благодать.
Итак, пришествием
Христовым душа просвещается и получает
благодать на благодать. Чем более
приближается Господь, тем далее удаляется
лукавый — с криком и воплем поражения;
отголоском этих воплей являются
искушения, наводимые им…
Отцы-подвижники учат,
что... при появлении в наших сердцах
солнца благодати бегут и скрываются
бесы. Но это еще не конец борьбы.
Митрополит
Иерофей (Влахос)
|