Троице-Сергиева
Лавра — святая родина русской души
Посетивший Троице-Сергиеву
Лавру в XVII веке, именно
11 июля 1655 г., архидиакон Антиохийского
Патриарха Павел Алеппский отзывается
о ней с величайшим восхищением как о
прекраснейшем месте всей земли. Церковь
же Святой Троицы «так прекрасна, что не
хочется уйти из нее».
Это свидетельство Павла
Алеппского невольно проверяет на себе
всякий, кто прожил достаточно времени
возле Дома Пресвятыя Троицы, как
выражались наши летописцы. При туристском
обходе Лавры беглому взору впервые
развертывается не подавляющее
количественно, но действительно
изысканное богатство художественных
впечатлений от нее. Есть, однако, и
гораздо более тонкое очарование Лавры,
которое охватывает изо дня в день, при
вживании в этот замкнутый мир. И это
очарование, теплое, как память детства,
уродняет душу Лавре, так что все другие
места делаются отныне чужбиной, а это
— истинной родиной, которая зовет к
себе своих сынов, лишь только они
оказываются где-нибудь на стороне. Да,
самые богатые впечатления на стороне
скоро делаются тоскливыми и пустыми,
когда потянет в Дом преподобного Сергия.
Неотразимость этого
очарования — в его глубокой органичности.
Здесь — не только эстетика, но и чувство
истории и ощущение народной души, и
восприятие в целом русской государственности,
и какая-то трудно объяснимая, но
непреклонная мысль: здесь, в Лавре именно,
хотя и непонятно как, слагается то, что
в высшем смысле должно называться
общественным мнением, здесь рождаются
приговоры истории, здесь осуществляется
всенародный и, вместе, абсолютный суд
над всеми сторонами русской жизни...
Здесь ощутительнее,
чем где-либо, пульс русской истории,
здесь собрано наиболее нервных,
чувствующих и двигательных окончаний,
здесь Россия ощущается как целое.
Священник Павел
Флоренский
|