В XVIII столетии в Грубешове было две церкви: Честнокрестная и Свято-Николаевская. Честнокрестная, или Крестовоздвиженская, была деревянная, об одном куполе, с позолоченным на нем крестом и славилась чудотворною иконою Божией Матери в богатой серебряной ризе, украшенной драгоценными камнями и со множеством драгоценных медальонов и привесок. Все эти драгоценности забраны австрийскими властями в 1786 году и отосланы на военные расходы. Оставлена в церкви только чудотворная икона Богоматери, но не в серебряной, а медной ризе. Около 1830 года церковь Честного Креста была по ветхости разобрана, все бывшие в ней священные вещи и чудотворная икона были перенесены в Свято-Николаевскую церковь. Около 60 лет прекратилось существование Честнокрестной церкви в Грубешове, но православные со храняли память о ней и ежегодно 14 сентября по старому стилю, в праздник Воздвижения Креста, собирались во множестве в Николаевскую церковь на поклонение древней чудотворной иконе. По вниманию к общему желанию, в Николаевской церкви был устроен придел с престолом во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, куда и поставили чудотворную икону. В 1888 году из прочного каменного здания упраздненной колокольни при Николаевской церкви была устроена малая по размерам, но благолепная теплая церковь. Честнокрестная икона Божией Матери перенесена в эту церковь и помещена на горнем месте. Вверху церкви с фронтовой стороны изображено Воздвижение Креста; над дверями две надписи — первая: «Крест хранитель всея все ленный, Крест красота Церкви, Крест царей держава и верных утверждение»; вторая — ниже: «в память 900-ле тия Крещения Руси». Эта церковь служит для народа памятником юбилейного торжества, и православные по-прежнему во множестве стекаются на поклонение чудотворной Честнокрестной иконе Божией Матери.
Память иконе установлена 27 сентября нового стиля, 14 сентября старого.
Известно много чудотворных икон Рождества Пресвятой Богородицы:
Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы находилась в Глинской пустыни. Думают, что название свое она получила от рода Глинских, владельцев ближайшей местности, благотворивших пустыни, основанной в 1648 году. Драгоценную святыню обители составляла чудотворная икона Божией Матери, явленная в начале XVI века на месте построения обители. По древнему преданию, записанному иноками, в дремучем лесу пчеловоды увидели на одной из больших древних сосен икону Рождества Пресвятой Богородицы, озаряемую чудесным светом. Придя в себя, они помолились с благоговением перед святою иконою и возвестили о виденном явлении людям. С этого времени многие начали стекаться к новоявленной иконе. Благодать Божия молитвами Пречистой Богородицы исходила от Ее образа, исцеляя многоразличные болезни с верою прибегающих. Из-под корня той сосны истекал источник чистой воды; пившие эту воду и умывавшиеся ею с верою получали исцеление. В записях обители сохранялись описание многочисленных случаев исцеления по молитвам веры прибегающих к Спасителю и Его Пречистой Матери пред Ее чудотворною иконою.
В местечке Изяславле в 20 км от Минска, в церкви Рождество-Богородицкой находилась весьма древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы, византийской живописи. По всей вероятности, эта икона осталась от давних времен процветания православия в Изяславле. Это местечко весьма замечательно в историческом отношении. Великий князь Владимир, просветивший русский народ св. крещением, в XI веке отослал в Изяславль взятую им от Полоцкого князя Рогаеду с сыном ее Изяславом за покушение на его жизнь. По имени Изяслава и город получил название Изяславля. По преданию, здесь был женский монастырь, основанный Рогнедою, в крещении Анастасией.
В 1594 году, по повелению царя Феодора Иоанновича и по благословению патриарха Иова, священник Григорий построил деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Игнатьевом. Через некоторое время храмовая икона три раза являлась в пустынном месте, в трех верстах от села, называемого Богородицким или Псковитино-Раменье, близ болота и окруженном лесом. Тогда священник Григорий, посоветовавшись с прихожанами, испросил у патриарха Иова позволение перенести церковь из Игнатьева на то место, где являлась икона. Когда церковь перенесли, то и священник туда же перешел и жил там до нашествия Литвы и поляков: священник неизвестно куда скрылся, церковь была разграблена и долго оставалась в запустении. В 1640 году прибыл в Раменье из Угличского монастыря преподобный Лукиан и нашел церковь весьма ветхою; от сырости все иконы испортились; невредимыми остались только две: храмовая Рождества Пресвятой Богородицы и запрестольная — Смоленская. Преподобный Лукиан с помощью благочестивых христиан соорудил новую церковь и в честь явленной иконы основал здесь обитель, называющуюся по его имени — Лукьяновою пустынью.
Другие иконы Пресвятой Богородицы >> |