В 1295 году, в день Рождества Богородицы, один охотник на берегу реки Тускары неподалеку от разоренного татарами Курска нашел у корня дерева икону Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли забил источник воды.
Это первое чудо от иконы скоро дошло рыльского князя Василия Шемяки. Князь приказал немедленно принести икону в Рыльск. Все жители Рыльска устремились навстречу обретенной иконе Пресвятой Богородицы; один Шемяка, уклонился от торжественной встречи и в то же время был наказан слепотою. Он осознал свою вину, принес покаяние и моление пред иконою и снова получил зрение. В благодарность он соорудил в Рыльске храм во имя Рождества Богородицы. Икона была поставлена в новом храме, и тогда же установлен был праздник явления Курской иконы 8 сентября (21 сентября нового стиля).
Но икона неоднократно возвращалась на прежнее место в пустыни при корне дерева. Жители Рыльска решились соорудить часовню на месте обретения и поставили в ней чудотворную икону, а для отправления молебнов назначен был из Рыльска священник, который почти всегда там и жил. В 1383 году татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника.
По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный
из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их
вместе, и они срослись.
Дни памяти иконы:
8 марта (21 марта нового стиля) — в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курске в 1898 году;
9-я пятница по Пасхе — ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь;
8 сентября (21 сентября нового стиля) — в память обре́тения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы;
27 ноября (10 декабря нового стиля) — праздник иконы Божией Матери «Знамение»
Жители Рыльска, узнав о чуде, три раза пытались
перенести чудотворную икону в городскую церковь, устроенную Шемякою; но
каждый раз икона являлась на прежнем месте в часовне. С того времени она
оставалась на своем месте, и все время не прекращались
чудотворения от нее. Царь
Феодор Иоаннович приказал в 1597 году принести чудотворную икону в Москву. Икону украсили богатою ризою, вставили в
сребро-позолоченную раму с изображением Господа Саваофа и
пророков и украсили атласными пеленами, шитыми золотом, с
означением года. Икона с торжеством возвращена была в пустынь, и в том
же году построен был монастырь на месте часовни. Игуменом монастыря был
рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В том же году
построена там церковь Рождества Богородицы, а под горою, у самой реки
Тускары — церковь Живоносного Источника над источником, явившимся при
обретении иконы.
От явления иконы при корне дерева икона часто
называется Корейскою, и самая пустынь известна под именем Коренной. При нашествии крымских татар святая икона была перенесена в Курск, а в Коренной пустыни
поставлен список с нее. Царь Борис Годунов благоговел пред святынею и принес ей много пожертвований. Даже самозванец, по вторжении в г.
Путивль, желая привлечь к себе православных, приказал принести в свой
стан Курскую икону и молился пред нею, а оттуда по его приказанию она
перенесена в Москву и осталась в царских чертогах. В 1612 году курские
граждане видели особенную помощь Божией Матери, когда поляки с
многочисленным войском осаждали Курск. В начале войны некоторые граждане видели над стенами города Богородицу с двумя
светлыми иноками, осеняющую город; в это время жители неоднократно
совершали крестные хождения вокруг города и дали обет, если Бог
поможет освободиться от осады, воздвигнуть среди города монастырь в
честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную Ее икону по
возвращении Ее из Москвы. Неприятели отступили от города с великими
потерями. В благодарность Заступнице Небесной жители построили в Курске
монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1615 году по
прошению курских жителей и по повелению царя Михаила Феодоровича
чудотворная икона Курская возвращена из Москвы в Курск и поставлена в
соборном храме. В 1618 году курские жители по дозволению царя Михаила
Феодоровича перенесли чудотворную икону в монастырь, где она и
пребывала, почему и называется Курской. В 1676 году святая иконой
благословляли донских войск.
В 1684 и 1689 годах снимали с чудотворной иконы списки для благословения в походах православных воинов.
В 1812 году курское городское общество
и православное воинство, возлагая упование свое на Пресвятую
Богородицу, послали в действующую армию к князю
Кутузову список с чудотворной курской иконы. Князь в
письме своем от 20 сентября 1812 г. на имя градского головы выразил
гражданам признательность с уверением, что город Курск есть и будет
всегда в безопасности.
Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. В конце концов она попала в Сербию, оттуда в Мюнхен и в 1950 году в Нью-Йорк.
В 1950 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в Америку. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, куда 5 февраля 1951 года прибыла Курская Коренная икона.
С 1957 года икона пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
2 сентября 2009 года, после 90-летнего отсутствия, Курская Коренная икона посетила Россию. С 12 по 23 сентября икона находилась в Москве, а затем в Курске. 2 октября икона была возвращена в Нью-Йорк. С 2009 года икона "Знамение" ежегодно прибывает к месту своего обретения в Курскую епархию для поклонения верующих.
Другие иконы Пресвятой Богородицы >> |