О трезвении
Времени мало, и неизвестно,
когда оно иссякнет. Поэтому будем
подвизаться, и внимать себе, и изгонять
с гневом и сильной молитвой всякий
плохой помысел. Если же прольем и слезы,
то получим большую пользу, потому что
слезы очищают душу и паче снега всю ее
убеляют. Станем мужественно, потому что
брань наша против сил тьмы, которые
никогда не переходят на нашу сторону,
никогда не ослабляют своих атак. Посему
восстанем и мы и не будем предаваться
дреме, потому что перед нами опасность
для жизни вечной. Если проиграем, то
потеряем свою душу, лишимся вечного
наслаждения и радости в Боге и будем
осуждены на вторую смерть, которая есть
вечное отлучение от Бога, чего да не
будет.
Трезвясь же, будем бдеть
над помыслами, потому что начало падений
— от помыслов. Итак, начало помыслов
станем поборать мужественно и не будем
позволять им из-за нашего нерадения
утвердиться в нас, но сразу по их
пришествии изгоним мечтание и разгневаемся
на них, взяв меч духовный, который есть
слово Божие, то есть: «Господи Иисусе
Христе, помилуй мя». Когда же мы взываем
к сладкому Иисусу, Он сразу приходит к
нам на помощь и демоны тут же удаляются.
Но будем молиться не нерадиво, а горя
духом, из глубины взывая: Наставник!
Спаси меня, погибаю (ср.: Лк. 8, 24; Мф. 8,
25). Труд небольшой, если подвиг мы
предпринимаем сразу же. Но если мы
оставим помыслы и они укрепятся, тогда
тяжек подвиг, тогда часто терпим мы
поражение и получаем раны. Но когда мы
восстанем и воззовем, тогда снова
приходит добрый Кормчий Иисус и ведет
наш корабль в тихую и безоблачную
пристань.
От помысла мы оскверняемся
и благодаря помыслу же становимся лучше,
преуспеваем. Поэтому поставим в сердце
своем бесстрашного стража — ум, то есть
внимание, с оружием мужества, молитвы,
молчания, самоукорения. Если будем так
подвизаться, то в результате обретем
сладкий мир, радость, чистоту, любомудрие
духовное, молитву, которая, как благовонный
фимиам, будет возноситься в храме Божием
— во внутреннем человеке.
Архимандрит
Ефрем Святогорец
|