Из беседы с
афонским пустынником об Иисусовой
молитве
Основная цель Иисусовой
молитвы — воссоединение «раздробленного»
человека.
Бог Триипостасен, то
есть имеет одну сущность в Трех Ипостасях
(Отец, Сын и Святой Дух). То же происходит
и с душой, поскольку она, как мы знаем,—
образ Божий. Она нераздельна, но в ней
несколько сил. Она имеет три силы: ум,
желание и волю. Все они должны находиться
в единстве и устремляться к Богу... Но
увы! Грех раскалывает это единство трех
сил души. Ум не знает Бога, желание больше
любит творение, а не Творца, воля
испытывает муки от страстей...
Святой Григорий Палама
замечательно описывает это состояние.
Во-первых, ум удаляется и обращается
творению: «Как только мы открываем дверь
страстям, ум тотчас рассеивается, блуждая
все время по тленному и бренному, по
многообразным удовольствиям и пристрастным
помыслам». Во-вторых, удалившийся от
Бога ум отвращает желание от Бога и Его
заповедей: «Необузданный, он совращает
и его (желание.— Ред.) в блуд и
безрассудство... Когда ум расслабляется,
сила истинной любви в душе приходит в
упадок и, раздробленная на разнообразные
сладострастные влечения, устремляется
к желанию то нечистот непотребных, то
дел срамных, то денег неправедных, то
пустого и бесславного почета». В-третьих,
страсти угнетают и тиранят волю, то есть
она сама «звереет»: «Человек уподобляется
не просто неразумным тварям, но животным
пресмыкающимся и ядовитым — скорпиону,
змее, порождениям ехидниным».
Итак, три силы далеко
уходят от Бога и утрачивают единство
между собой. Так, например, бывает, что
желание хотело бы вернуться к Богу, но
не отпускает его воля. Или хочет желание,
но не хочет ум по своему неверию и нелюбви
к Богу. Это мы и устраняем с помощью
Иисусовой молитвы.
Возвращение начинается с сосредоточения
ума. Цель — оторваться от окружающих
предметов, вернуться в самого себя и
затем подчинить желание Богу.
Митрополит
Иерофей (Влахос)
|