Крестный путь
в Царство Небесное
Тогда Иисус сказал
ученикам Своим: если кто хочет идти за
Мною, отвергнись себя и возьми крест
свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу
свою сберечь, тот потеряет ее; а кто
потеряет душу свою ради Меня, тот обретет
ее. Какая польза человеку, если он
приобретет весь мир, а душе своей
повредит? или какой выкуп даст человек
за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий
во славе Отца Своего с Ангелами Своими
и тогда воздаст каждому по делам его.
Истинно говорю вам: есть некоторые из
стоящих здесь, которые не вкусят смерти,
как уже увидят Сына Человеческого,
грядущего в Царстве Своем (Мф. 16, 24–28).
В этом евангельском
отрезке нам даны самые существенные
моменты откровения о тесных вратах и
узком пути, ведущих в жизнь (Мф. 7, 14).
Когда многие из народа стали почитать
Христа великим пророком, а апостолы и
Сыном Бога Живого, тогда Он начал
открывать ученикам о предстоящих Ему
страданиях и смерти. На «человеческое»
чувство Петра Господь дал решительный
ответ: Отойди от Меня, и продолжил учение
о необходимости креста для всех
последователей Его (Мф. 16, 23). Доходит
при этом до крайних идей: чтобы спасти
душу для вечности в Царстве, нужно
погубить ее в плане земных интересов.
Достоинство души настолько велико, что
если ценою приобретения всего мира
будет причинен ей вред в плане Божием,
то и все блага Земли не покроют понесенного
духовного ущерба. И опять мы слышим
слово о Его безначальном величии и
власти, которые будут явлены некоторым
из стоявших в тот час там. Последнее
совершилось на Фаворе…
За короткий срок и слава
беспредельная, и схождение во ад. И это
есть путь для христиан: они себя осуждают
на муки, а в ответ воспринимают дар
милосердия Отчего, для которого нет
адекватных эпитетов...
...Едва мы решаемся
предать себя в руки Бога Живого, как сии
руки бросают нас в такие просторы, о
которых мы никак не подозревали. Мы
приходим в ужас перед открывающимися
нам безднами. Бог кажется нам «жестоким».
И однако через причиненные нам «боли»
неизъяснимым процессом внутри нас
раскрывается способность созерцать
сверхобразно — как Он есть, пусть еще
от части (1 Кор. 13, 12)...
Истомленные тиранией
низменных страстей, мы, естественно,
молим Благого Господа, чтоб Его Дух
почил на нас: Дух разумения путей спасения
Его. И укрепляемые сим Духом, мы видим,
что в трагических испытаниях освобождаемся
мы от последствий падения; что в страданиях
наших расширяется наше бытие, и мы
становимся раскрытыми для иных великих
миров. Мы преодолеваем замкнутость —
эгоизм звериного индивидуума: выходим
из полуживотного состояния: не знать
нашего Творца. Постигая, что для меня,
из «ничто» сотворенного, необходимо
пройти чрез огненную «боль», чтобы
познать глубже «Мужа болезней» (Ис. 53,
1–12), я с благодарной любовью принимаю
сию святую боль. Она преисполнена смысла;
она посвящает меня в тайны бытия, не
только тварного, но и Нетварного.
Благодаря Ей я становлюсь сострадательным:
чрез нее (боль) я духом вижу всех других
страждущих: внутрь меня нисходит любовь
Божия, сначала как сострадание всей
твари, а в веке грядущем — как блаженство
видеть спасенных во славе нетленной…
После того как человек
начинает разумевать место Креста в
нашем бытии по Богу, иначе он идет на
крест (Лк. 14, 27), иначе он и понимает крест.
Сей последний воспринимается как зов
свыше от Отца Небесного (ср.: Ин. 6, 44; Ин.
18, 11). В нем, Кресте, как и в Чаше Господней,
осуществляется сопряженность моего
тварного с Божественным несозданным
бытием. В знак сего мы лобызаем крест,
которым священнослужитель благословляет
верующих в храме.
Архимандрит
Софроний (Сахаров)
|