Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная

О Божественной литургии

Священник облачается в белые роскошные и расшитые золотом одеяния. Почему? Иерей надевает на себя эти великолепные одежды, чтобы явить славу Христа. Надевая сначала стихарь, он облекается во Христа, через епитрахиль он принимает на себя Божию благодать.

В фелони перед нами законченный образ Христа. Ты видишь иерея в облачении? Он для тебя уже больше не какой-то конкретный священник, но Сам Христос.

Итак, открываются царские врата, и в алтаре показывается священник. Но почему же он смотрит не на нас, а в алтарь? Он перед престолом и молится, просит Христа за нас. Он ходатай. Во время малого входа он опять минует нас, не глядя,— он наш предводитель и идет перед нами по дороге, ведущей к Небесам.

Чем так занят священник и почему он все время проходит мимо нас без всякого внимания?..

В древние времена люди попадали в Метеоры (средневековый комплекс монастырей, выстроенных на вершинах отвесных скал в Греции) с помощью специальных сеток. Позднее проложили тропу, узенькую, очень близко к скале. Однажды спустившийся из монастыря инок наставлял паломника: «Когда я поднимаюсь, то смотрю только наверх; ты держись за край рясы. Станем подниматься вместе. Не гляди вниз. Если посмотришь, то упадешь и потащишь за собой меня». И вот по этой-то тропочке, на которой было слышно, как билось сердце паломника, понимавшего, что под ними — пропасть, монах привел его в обитель. Когда они достигли верха скалы, инок сказал ему: «Здесь — Христос».


В точности то же самое делает с нами и иерей. Он возводит насгоре по узкому пути. Берегись оглянуться вниз, запутаться в земном! Ввысь устреми свое сердце, пусть твой ум сделается орлом, рассекающим эфир и небеса. Ибо ползающие по земле животные не летают. Так стань орлом! Смотри ввысь!..

…Между тем певчие поют антифоны. Они комбинируются с разными стихами из Псалтири, содержащими пророчества о пришествии Мессии. Затем священник совершает малый вход — он выходит как Моисей на облаке, в котором скрывается Христос. Если мы вспомним Моисея, когда он восходил на Синай, то какие там были громы, какие землетрясения, какие огни, какой дым, какой страх и трепет! Ибо Сущий Бог!

(Исх. 19, 16–18).

Точно так является Бог и священнику. Землетрясений не происходит, чтобы мы не ужасались, не видно дыма (лишь благоухает кадильное благовоние). Иерей же знает, что перед ним шествует Христос, и из его сердца с трепетом вырывается: «Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем. Свят и неразделен еси, Боже».

После малого входа священник, вернувшись в алтарь, просит Христа вместе со входом клира совершить вход святых Ангелов и Архангелов. Затем следует возглас: «Благословен вход святых Твоих». Иерей благословляет вход, во время которого вместе со священником приходят и Чины, и мириады Ангелов, и сонмы святых. Вместе с ними, на умном облаке, заходит и священник.

И народ, те, кто знает, поет слова Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный»... Поют и Ангелы: «Свят, Свят, Свят», и их голосам вторим и мы. Так земля и небо становятся одним хором, одним ликованием, одним песнопением. И мы прибавляем: «Помилуй нас»... Поэтому в древние времена благочестивые цари во время малого входа следовали за иереем, подобно свите небесного Царя, Который входит в эти минуты...

…После ангельского гимна, во время подготовки к чтению Евангелия и звучания Апостола священник первый раз поворачивается к народу и благословляет: «Мир всем». В эту минуту благословляет не священник, но Сам Христос...

Поэтому на малом входе священник держит Евангелие над головой не для того, чтобы скрыть свое лицо, но для того, чтобы показать, что это уже не он, но Сам Христос. И когда он поднимает Евангелие, мы поем: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». Мы поклоняемся Христу, а не просто Евангелию и не просто священнику. Перед нами — Христос, Который учит, Христос, Который служит, Христос, Который говорит, Христос, Который скрывается за иереем. Перед этим священник возглашает: «Премудрость, прости!». Что означает «прости»? Это побуждение требует, чтобы мы находились перед Богом и таинствами в подвиге не леностно, но с усердием и всяким благоговением держали себя...

Кроме того, на великом входе, когда заходит Христос, священник говорит: «Всех нас помяни, Господи, во Царствии Своем». И каждый повторяет: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42). Мы видим Христа духовными очами и просим Его вспомнить о нас. Следовательно, Господь Сам служит. Господь проходит между нами. Господь приходит принять наши дары и положить их на престоле.

В качестве даров мы приносим хлеб и вино. Хлеб поддерживает жизнь человека, тогда как вино дарует крепость и здоровье. Следовательно, когда мы приносим Христу хлеб и вино, даем Ему то, что нас питает и дает нам жизнь. Мистически, символически мы предлагаем Христу нашу жизнь, здоровье, радость. Мы приносим себя самих: свои трудности, страдания, боль, своих детей. Мы приносим все, что у нас есть, и весь мир. Совершается Евхаристический канон (центральная часть Божественной литургии, на которой происходит возношение Святых Даров и преложение их в Плоть и Кровь Христовы), читается молитва анафоры…

…Сущность анафоры, или возношения, сформулирована в самом этом слове, происходящем от греческого глагола «анаферо», что значит «возношу». Это значит, что Христос в этот страшный миг принимает в Свой пренебесный жертвенник наши дары, жизнь — все то, что мы Ему приносим. Он принимает нас.

Следовательно, мы идем на литургию для того, чтобы принять Христа. Но прежде следует настроить себя и быть готовым дать Ему то, что Он попросит, отдать Ему себя. Если нечто нас сдерживает, то тогда мы уже не можем соединиться со Христом. В этот миг перед нами предстает закланный Христос. И мы должны почувствовать себя закланными за Него, быть готовыми, если понадобится, принести себя в жертву.

В то время, когда Христос стоит перед нами, поется «Аллилуиа». Это песнопение исполняется дважды: на малом входе, после Апостольского чтения, и на великом входе. Какой оно имеет смысл?.. Аллилуиа — это брачный гимн, приветствие на браке Христовом, где Он обручается со Своей невестой Церковью. Следовательно, литургия, с ее богоявлением и присутствием Христа, есть прикосновение к некому мистическому браку с Господом. Брак зовется и радостью. Быть на литургии, по слову Христа, значит войти в радость Господа Твоего (Мф. 25, 23), прийти на брак Своего Христа...

Священник после причащения народа поднимает Святую Чашу со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь», напоминая нам о Вознесении Христовом,— Христос обещает нам пребыть с нами до века, то есть всегда (Мф. 28, 20; Лк. 24, 50–51). Приняв Святого Духа и узрев тайны Царствия, мы уходим, окинув духовным взором его красоты…

Мы увидели во время литургии, как отверзаются небеса. Мы увидели блага Небесного Царства. Мы туне получили Святого Духа. Поэтому если мы приходим на литургию, чтобы принять Христа в себя мистически и незримо, то уходим домой в праздничном настроении...

Архимандрит Эмилиан

 

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї