Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная

Из проповеди на праздник

Рождества Пресвятой Богородицы

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви. Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви — ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем Таинствами. Сами, своим тварным умом мы не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду. В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении…

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе. Об этом ясно говорится в каноне этого дня: «Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со Ангелы восхваляют Тя». Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью — небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности…

…Церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей — праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: «Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство», и наконец: «Днесь неплодная Анна раждает Богоотроковицу». Что же означает это «днесь»? Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения» не только произошло во времени, но и в вечности пребывает...

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем «естества нашего разрешается неплодство и раждается плод живоносен миру»...

…Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: «ныне и присно и во веки веков». Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к вечной жизни. В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь…

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня — чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии «Крест начертав Моисей». Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников. Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне. И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

Священномученик Сергий Мечёв

Второе обретение мощей преподобного

Александра Свирского

После большевистского погрома храмы в Александро-Свирской обители были заколочены, окна разграбленных братских корпусов и хозяйственных помещений зияли пустыми глазницами оконных проемов. Потом победившие богоборцы занялись приспособлением зданий монастыря «под хозяйственные нужды». Сменяя друг друга, здесь поселялись тюрьма, казармы, инвалидный дом, совхоз, психиатрическая больница. Но некоторым не совсем очерствевшим душой местным жителям дано было знать, что мерзость запустения не смогла уничтожить святости этого места: не раз видели силуэт монаха, со свечой в руках обходившего обитель.

Святые останки собеседника Святой Троицы в 1919 г. в секретном порядке были переправлены в музей при кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии. Заведующим кафедрой был в то время профессор В.Н. Тонков, ставший хранителем великой святыни Русской земли. Было сделано все возможное, чтобы об этой святыни не узнали в НКВД. Вопреки неукоснительным правилам музея мощи не были зарегистрированы, а во время визитов нежданных гостей сам В.Н. Тонков вместе с доверенной своей сотрудницей прятал святыню за шкафом.

После длительных изысканий и сложной процедуры опознания, затянувшихся почти на целый год, Сам Господь засвидетельствовал подлинность мощей святого Александра великим чудом: мощи обильно замироточили прямо в рентгеновском кабинете, где находились на исследовании. 28 июля 1998 г., в день празднования памяти святого благоверного великого князя Владимира, крестителя Руси, святые мощи преподобного Александра Свирского были переданы Русской Православной Церкви...

…В августе сработала «мина замедленного действия», заложенная богоборцами в далеких 1918–1919 гг.: в прессе поднялась оголтелая (иначе не скажешь) кампания по дискредитации святыни с использованием фальшивок, состряпанных большевистскими комиссарами после разгрома Александро-Свирской обители. Но обмануть народ не удалось: поток паломников не уменьшался, а свидетельствовать небесную благодать, источавшуюся святыми мощами, со всего Петербурга слетались пчелы, привлеченные непередаваемым запахом мира, в котором сочетались запахи жасмина, розы и меда.

Еще одно свидетельство неоспоримой подлинности святых мощей было явлено самим преподобным: была обретена необычная для русской иконописи икона преподобного Александра, написанная в стиле портретной живописи. Об иконе сообщили в храм, где находились мощи, из антикварного магазина, и она была приобретена для Александро-Свирского монастыря. Теперь она находится при раке преподобного Александра.

Предполагают, что икона была написана во время посещения Александро-Свирской обители великим князем Константином Константиновичем, который был в то время президентом Российской академии наук, и министром просвещения графом Уваровым. У высоких гостей могла возникнуть идея — запечатлеть поразительно сохранившийся лик святого, на что в порядке редчайшего исключения было получено благословение настоятеля. Можно представить себе ту нелегкую нравственную борьбу, которую пережил настоятель, давая это благословение, но это имело промыслительное значение для нашего времени. Когда икону сличили с фотографиями, сделанными в ходе исследования мощей, сомнений в их подлинности уже не могло быть. Преподобный как бы сам говорил своей иконой: «Я вас слышу. Это я…».

 

 

 

 
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї