Преподобный
Александр Свирский
Преподобный Александр
был долгожданным и вымоленным чадом
своих благочестивых и богобоязненных
родителей Стефана и Вассы, принадлежавших
к племени вепсов, коренных жителей
Олонецкой земли. Он родился в 1448 г. и был
наречен Амосом, так как родился в день
памяти пророка Амоса, 15 июня.
Отрок Амос не был похож
на своих сверстников, не любил детских
шалостей и игр, был тих и сосредоточен.
Он часто посещал Введенский монастырь,
находившийся неподалеку от их деревни.
Там в его жизни произошло событие,
впервые открывшее ему благодатную
радость присутствия Бога в жизни
человека. Амосу трудно давалось обучение,
и в тот раз он пришел в обитель, чтобы
молиться о небесной помощи в этом благом
деле. Он всей душой погрузился в слезную
молитву перед иконой Божией Матери и
был услышан: таинственный голос сказал
ему, что он получит просимое. С тех пор
обучение сделалось для него легким и
радостным.
Достигнув зрелого
возраста, Амос окончательно принял
решение посвятить свою жизнь Богу, хотя
знал, что отец его будет против этого
решения. Когда отец приступил к Амосу
с настойчивым требованием жениться,
Господь послал ему встречу с валаамскими
иноками, которые указали ему путь.
Амос шел целый день и
к вечеру вышел к Рощинскому озеру. Вокруг
стеной стояли дремучие девственные
леса. Здесь во время молитвы снова
коснулась его благодать присутствия
Божия, и он услышал голос: «О человече!
Аможе желаеши доити во обитель
Всемилостивого Спаса на Валааме, добре
ти путь строится: иди с миром, и там
поработаеши Господеви, и имаше на сем
месте быти, и обитель сотворити, и мнози
спасени тобою будут». Наутро явился ему
Ангел Господень в образе путника и довел
его до Святых врат Валаамской обители...
...В 1484 г. во время молитвы
перед иконой Пресвятой Богородицы он
услышал голос, повелевавший ему
возвратиться на прежде указанное место.
Преподобный Александр рассказал о
видении игумену, и тот благословил его
в путь.
На берегу Рощинского
озера преподобный построил малую келлию
и подвизался здесь в посте и молитве в
течение семи лет, никому не ведомый и
хранимый Божией силой. В 1493 г. по воле
Божией на его келлию вышел из леса боярин
Андрей Завалишин — будущий преподобномученик
Адриан Ондрусовский. С тех пор лесной
отшельник стал известен людям. Вокруг
келлии преподобного Александра стали
селиться ученики. По прошествии нескольких
лет число братий умножилось настолько,
что пора было подумать о строительстве
церкви. Однако преподобный Александр,
во всем полагавшийся на волю Божию, не
спешил и ждал указания свыше.
В 1507 г., на 23 году
пребывания в лесной пустыни, преподобный
Александр молился в своей отходной
пустыни, которая отстояла от келлий
братии примерно на 130 сажен (около 300 м).
Вдруг над пустынью воссиял сильный
свет, озаривший все вокруг, и преподобный
увидел вошедших к нему Трех Мужей,
облаченных в белые блистающие одежды.
Каждый из Них держал в руке жезл.
Преподобный Александр в трепете и
изнеможении пал ниц, но был поднят
Божественной рукой и услышал повеление:
«Не бойся, мужу желания, яко благоволи
Дух Святый жити в тебе чистоты ради
сердца твоего, и ныне такожде глаголю,
да созиждеши церковь и братию собереши
и обитель устроиши, яко благоволих тобою
многи души спасти и в разум истины
привести». Преподобный снова со слезами
и трепетом повергся на землю, но снова
был поднят Божественной десницей и
только тогда дерзнул спросить, «како
наречется имя церкви сей», и услышал:
«Возлюбленне, якоже видеши в триех лицех
Глаголющего с тобою, созижди церковь
во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
Единосущныя Троицы. Аз же ти мир Мой
оставляю, и мир Мой подам ти».
Сердце Православия —
священные догматы о непостижимой для
человеческого рассудка Триипостасности
Бога, о таинственной силе Божественной
любви, неразрывно и неслиянно связующей
Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.
Святая Троица открывается
только смиренному и кроткому сердцу по
мере его очищения от мирской скверны
подвигом поста и молитвы, и в этом
постижении неотмирной тайны у каждого
христианина свой путь и своя мера. Для
хранения этой тайны в недрах Церкви
Христовой посылаются благодатные
откровения и явления Божиим избранникам,
достойным принять такое сокровище. Вот
почему в то время, когда земная Церковь
в Московском царстве напрягала все свои
силы, чтобы преодолеть смущавшую многие
умы «ересь жидовствующих», отрицавшую
Святую Троицу и взамен чистой веры,
хранившейся Вселенским Православием
с апостольских времен, предлагавшей
суррогат из древних иудейских доктрин,
чернокнижия, астрологии и чародейства,
было даровано Своему избраннику, укрытому
в свирских лесах, лицом к Лицу предстать
Единосущной и Нераздельной Троице.
Об этом дивном явлении
вскоре узнала вся Русь и склонилась в
благоговейном смирении и благодарности
перед Божественной волей. С тех пор по
всему лицу земли Русской с новым усердием
стали воздвигать храмы, посвященные
Святой Троице, и все попытки втянуть
Русскую Церковь в гибельные процессы
Реформации заканчивались неудачей.
Обретение
мощей преподобного Александра Свирского
Преставился преподобный
Александр Свирский 30 августа 1533 г. в
возрасте 85 лет от роду. В лике святых он
был прославлен уже через 14 лет после
своего преставления, на Церковном Соборе
1547 г.
При начале строительства
Преображенского собора были обретены
нетленные мощи святого основателя
обители. В четверг на 6-й седмице Великого
поста (15 апреля 1641 г.) строители трудились
на месте разрушенного поляками храма,
неожиданно разразилась необычная гроза.
Молнии падали на землю и не исчезали в
ней, а долго освещали все вокруг себя.
В пятницу это явление повторилось, а в
Лазареву субботу, во время Божественной
литургии, на том месте, где находились
царские врата, показался гроб. Земля
над ним стояла, ничем не поддерживаемая,
образуя как бы пещеру. Игумену немедленно
сообщили об этом. Закончив литургию, он
спешно пришел ко гробу и после молитвы
поднял крышку. Вокруг разлилось неземное
благоухание, и все увидели, что тление
не коснулось тела того, кого касалась
Божественная рука. Обретенную
святыню временно поместили в Никольском
храме.
По повелению царя
Михаила Феодоровича святые мощи были
освидетельствованы митрополитом
Новгородским Афонием в августе того же
года. Когда во время водосвятного молебна
гроб был открыт, святитель Афоний
приказал звонить во все колокола, а сам
раскрыл лицо преподобного и снял с
головы его схиму и параман. Лицо
преподобного Александра было не только
совершенно целым, как у только что
положенного во гроб, но и поразительно
похожим на лик его, изображенный на
иконе, стоявшей у гроба. Ночью Господь
Сам засвидетельствовал святость Своего
избранника: с неба воссиял предивный
свет и долгое время осиявал все место
то, ночь же тогда была очень темна.
Второе обретение
мощей преподобного Александра
Свирского
После большевистского
погрома храмы в Александро-Свирской
обители были заколочены, окна разграбленных
братских корпусов и хозяйственных
помещений зияли пустыми глазницами
оконных проемов. Потом победившие
богоборцы занялись приспособлением
зданий монастыря «под хозяйственные
нужды». Сменяя друг друга, здесь поселялись
тюрьма, казармы, инвалидный дом, совхоз,
психиатрическая больница. Но некоторым
не совсем очерствевшим душой местным
жителям дано было знать, что мерзость
запустения не смогла уничтожить святости
этого места: не раз видели силуэт монаха,
со свечой в руках обходившего обитель.
Святые останки собеседника
Святой Троицы в 1919 г. в секретном порядке
были переправлены в музей при кафедре
нормальной анатомии Военно-медицинской
академии. Заведующим кафедрой был в то
время профессор В.Н. Тонков, ставший
хранителем великой святыни Русской
земли. Было сделано все возможное, чтобы
об этой святыни не узнали в НКВД. Вопреки
неукоснительным правилам музея мощи
не были зарегистрированы, а во время
визитов нежданных гостей сам В.Н. Тонков
вместе с доверенной своей сотрудницей
прятал святыню за шкафом.
После длительных
изысканий и сложной процедуры опознания,
затянувшихся почти на целый год, Сам
Господь засвидетельствовал подлинность
мощей святого Александра великим чудом:
мощи обильно замироточили прямо в
рентгеновском кабинете, где находились
на исследовании. 28 июля 1998 г., в день
празднования памяти святого благоверного
великого князя Владимира, крестителя
Руси, святые мощи преподобного Александра
Свирского были переданы Русской
Православной Церкви...
…В августе сработала
«мина замедленного действия», заложенная
богоборцами в далеких 1918–1919 гг.: в прессе
поднялась оголтелая (иначе не скажешь)
кампания по дискредитации святыни с
использованием фальшивок, состряпанных
большевистскими комиссарами после
разгрома Александро-Свирской обители.
Но обмануть народ не удалось: поток
паломников не уменьшался, а свидетельствовать
небесную благодать, источавшуюся святыми
мощами, со всего Петербурга слетались
пчелы, привлеченные непередаваемым
запахом мира, в котором сочетались
запахи жасмина, розы и меда.
Еще одно свидетельство
неоспоримой подлинности святых мощей
было явлено самим преподобным: была
обретена необычная для русской иконописи
икона преподобного Александра, написанная
в стиле портретной живописи. Об иконе
сообщили в храм, где находились мощи,
из антикварного магазина, и она была
приобретена для Александро-Свирского
монастыря. Теперь она находится
при раке преподобного Александра.
Предполагают, что икона
была написана во время посещения
Александро-Свирской обители великим
князем Константином Константиновичем,
который был в то время президентом
Российской академии наук, и министром
просвещения графом Уваровым. У высоких
гостей могла возникнуть идея — запечатлеть
поразительно сохранившийся лик святого,
на что в порядке редчайшего исключения
было получено благословение настоятеля.
Можно представить себе ту нелегкую
нравственную борьбу, которую пережил
настоятель, давая это благословение,
но это имело промыслительное значение
для нашего времени. Когда икону сличили
с фотографиями, сделанными в ходе
исследования мощей, сомнений в их
подлинности уже не могло быть. Преподобный
как бы сам говорил своей иконой: «Я вас
слышу. Это я…».
|