Из новейшей
истории Иоанно-Предтеченской
обители в
Москве
В те дни, которые Церковь
посвящает памяти святого Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,
мы мысленно посещали московскую обитель,
посвященную ему. Не будем изменять этому
правилу и сегодня.
Решение о возобновлении
монашеской жизни в старинном московском
монастыре было принято Священным Синодом
11 августа 2000 г. На Светлой неделе 2001 г.
начался вывоз документов Государственного
архива Московской области из Иоанновского
собора, который закончился летом, к
празднику Рождества Иоанна Предтечи.
Первый молебен святому покровителю
обители в освобожденном от перекрытий
и стеллажей соборе был совершен уже в
октябре того же года.
В следующем году
накануне праздника Богоявления Господня, 18 января, по указу
Святейшего Патриарха Алексия в Иоанновскую
обитель были возвращены ее главные
святыни, в советский период хранившиеся
в других московских храмах: чудотворная
храмовая икона Иоанна Предтечи с обручем
и икона преподобной Елисаветы Чудотворицы.
В часовне установлена точная копия
иконы святого Иоанна Предтечи, к ней
прикреплен обруч. От иконы и обруча уже
явлены многие чудеса исцелений и духовной
помощи.
14 марта 2002 г. в обители
состоялось великое духовное торжество:
впервые была совершена служба
новопрославленной московской святой
— блаженной схимонахини Марфе, Христа
ради юродивой.
Последний
набег крымских татар на Москву
Царя Феодора Иоанновича
на Руси почитали святым. Он канонизован
Русской Православной Церковью в составе
Собора Московских святых. В царствование
святого царя произошло событие, в память
о котором он повелел основать в Москве
монастырь в честь Донской иконы Божией
Матери.
В июне 1591 г. крымский
хан Казы-Гирей двинулся с огромным
войском на Москву. Борис Годунов по
приказу царя спешно формировал войско
из стрельцов, ополченцев и московского
«наряда» — пушкарей. Русское войско
стало у села Котлы, а на высоком холме
между Тульской и Калужской дорогами из
телег и повозок соорудили подвижную
крепость — «гуляй-город». В самом центре
русского лагеря по повелению царя
Феодора Иоанновича устроили походную
церковь. Вокруг Москвы совершили крестный
ход с Донской иконой Божией Матери,
которую поставили затем в Сергиевской
церкви. Всю ночь молился перед иконой
царь Феодор, а утром сказал одному из
своих приближенных, что «поганые побегут»
в следующую ночь от столицы.
В ночь на 5 июля Москва
осветилась кострами, со всех крепостных
башен стреляли пушки, горели костры,
били барабаны и литавры, а в стане
крымчаков появился таинственный всадник.
Его допрашивали, пытали, но он стоял на
своем: к Москве подошли из Новгорода и
других городов войска, которые готовятся
к нападению на татар. Кто был этот
самоотверженный герой — не известно.
Крымчаки ему поверили и бежали от Москвы
в великом страхе.
Военная хитрость
удалась, но не это считали наши предки
главной причиной победы над крымским
ханом, а заступление Божией Матери по
молитве перед Донской Ее иконой
благочестивого русского царя и защитников
стольного града. Потому по древнему
обычаю повелел царь Феодор Иоаннович
поставить на том месте, где стояла
походная церковь, храм в честь Донской
иконы Божией Матери и устроить там иноческую
обитель.
|