***
Авва Виссарион
достиг такого состояния, что не заботился
ни о чем
Ученики аввы
Виссариона рассказывали, что жизнь его
была подобна жизни какой-нибудь птицы,
парящей в воздухе, или рыбы или неземного
существа, ибо все время своей жизни он
провел без смущения и без забот. Не
заботило его попечение о доме, не
овладевало, кажется, его душой ни желание
иметь поле, ни жажда удовольствий, ни
приобретение жилищ, ни что-либо другое.
Он всецело был свободен от телесных
забот, питаясь надеждой на будущее и
утвердившись оградой веры. Он, подобно
пленнику, терпел холод, а под палящими
лучами солнца, будучи наг, всегда
находился на открытом воздухе. Он, как
беглец, укрывался на пустынных скалах
и передвигался по обширной и необитаемой
песчаной стране, как бы по морю.(Достопамятные сказания. С. 53. № 12).
***
На примере
мертвецов авва Макарий показал иноку,
что истинный христианин не должен думать
об обидах или о славе
Брат пришел
к авве Макарию Египетскому и говорит
ему: “Авва! Дай мне наставление, как
спастись.” Старец сказал ему: “Пойди
на кладбище и ругай мертвых.” Брат
пошел, ругал их и бросал на могилы камни.
По возвращении старец спросил: “Ничего
они не говорили тебе?” — “Ничего,” —
отвечал он. Старец приказал: “Завтра
приди опять и хвали их.” Брат пошел и
хвалил мертвых, говоря: “Апостолы,
святые, праведные!” Потом пришел к
старцу и сказал: “Я восхвалил их.”
Старец спросил: “Ничего они тебе не
отвечали?” Брат сказал: “Ничего.” —
“Видишь, сколько ты ни поносил их, они
ничего не отвечали тебе и, сколько ни
хвалил их, ничего не сказали тебе. Так
и ты, если хочешь спастись, будь мертв,
подобно мертвым, не думай ни об обидах
от людей, ни о славе людской и сможешь
спастись.” (Достопамятные сказания. С.
148. № 23).
***
Авва Сизиний
бесстрастно отнесся к приходу сарацинки
в свою пещеру и, чтобы отвлечь ее от
греховной жизни, ежедневно делился с
ней пищей
Авва Иоанн,
пресвитер монастыря евнухов, передал
нам слышанное им от отшельника аввы
Сизиния. Он рассказывал: “Однажды ко
мне в пещеру, что близ Иордана, пришла
сарацинка. Я пел в это время третий час.
Войдя в пещеру, она разделась донага и
легла передо мной. Я, однако, не смутился,
но продолжал совершать правило со
спокойствием и страхом Божиим. Окончив
молитву, говорю ей по-еврейски: “Встань,
я поговорю с тобой...” Она встала.
“Христианка ты или язычница?” —
спрашиваю ее. — “Христианка.” — “Что
ж, разве ты не знаешь, что за блуд будет
наказание?” — “Да, знаю.” — “Зачем же
ты ищешь блуда?” — “Я голодна.” —
“Перестань грешить и приходи ко мне
ежедневно. Я буду делиться с тобой тем,
что Бог пошлет.” С того дня она приходила
ко мне ежедневно, и я давал ей пищу, что
Бог посылал, до тех пор, пока не ушел из
той местности.” (Луг духовный. С. 163).
***
На примере
статуи авва Анувий показал, что истинный
христианин должен одинаково переносить,
как оскорбление, так и превозношение
По разорении
скита варварами авва Пимен с братьями
пришел к месту, называему Теренуф, и все
семеро остановились там на время в
опустевшем идольском храме с намерением
обсудить выбор места для постоянного
жительства. При этом авва Анувий сказал
авве Пимену: “Сделай милость, ты и братия
исполните мою просьбу: в течение этой
недели будем жить каждый отдельно в
молчании, не сходясь для беседы.” Авва
Пимен отвечал: “Сделаем по твоему
желанию.” Они так и поступили. В храме
стояла каменная статуя. Анувий, вставая
ежедневно рано утром, кидал камнями в
лицо статуи, а вечером подходил к ней и
просил прощения. Так делал он в течение
всей недели. В субботу братия сошлись
вместе, и сказал авва Пимен авве Анувию:
“Видел я, авва, как ты в течение этой
недели кидал каменьями в лицо статуи,
а потом поклонялся ей и просил у нее
прощения. Верующий во Христа не должен
кланяться идолу.” Старец отвечал: “Я
делал это для вас. Когда, как вы видели,
я кидал камнями в лицо статуи, произнесла
ли она что, рассердилась ли?” Авва Пимен
отвечал: “Нет.” Авва Анувий продолжал:
“Когда я просил у нее прощения, смутилась
ли она, сказала ли “не прощаю”?” Авва
Пимен отвечал: “Нет.” На это авва Анувий
сказал: “Так и мы, семь братьев, если
желаем жить вместе, будем подобны этой
статуе, которая от оскорблений, нанесенных
ей, не возмущается, а при смирении перед
ней не тщеславится и не надмевается.
Если же вы не хотите вести себя таким
образом, вот — четверо врат у этого
храма: пусть каждый идет, куда хочет, и
выбирает место для жительства, какое
хочет.” Братия пали ниц перед аввой
Анувием, дали обещание поступать по его
совету и пребывали вместе в великом
смирении и терпении многие годы с одной
лишь целью — достичь христианского
совершенства. (Еп. Игнатий. Отечник. С.
322. № 13).
|