Уроки молитвы
от преподобного Силуана Афонского
«Знают» Христа лишь
те, которые имеют внутреннюю жизнь,
подобную Его земной жизни. По словам
апостола, в нас должны быть те же
чувствования, те же разумения, какие
видим во Христе Иисусе, Который, будучи
Богом по существу, уничижил Себя,
восприняв наш рабский образ, и смирил
Себя даже до смерти... крестной (Флп. 2,
5–8). Он есть «камень», отвергнутый
правителями мира сего, но в действительном
бытии лежащий в основании всего
существующего. Когда брошенный Им на
землю огонь касается сердца человека,
только тогда он обретает силу следовать
за Ним в Гефсиманию и на Голгофу.
Следовать, конечно, духом, в глубоком
страдании всего нашего существа. Этого
рода познание Господа, сшедшего с небес
на землю и далее во ад, приводит к
частичному предвкушению воскресения.
Шествуют христиане по
сему неизъяснимому словом пути в
раскрывающиеся пред ними бесконечные
дали. Дается им и опытное знание мрачных
бездн, и радостное созерцание света
Царствия...
Та богооставленность,
которую было дано старцу Силуану
переживать перед тем, как явился ему
Господь, в своей духовной реальности,
есть «истощание» (кеносис) самого старца.
В той богооставленности, которую он
выразил словами: «Бога умолить невозможно»,
очевиден Промысл Божий, давший Силуану
погрузиться в темное отчаяние: испытать
ужасающее душу умирание, быть сведенным
до крайнего умаления в силу отступления
от него Бога. Но именно сие схождение
во ад было приготовлением души для
восприятия Христа, явившегося ему с
великой силой. Свет Божества озарил
его, и благодать Духа Святого преисполнила
всего его, включая и тело; нетварная
жизнь объяла его, и ниспосланное Свыше
«отчаяние — истощание» преложилось в
«смирение Христово, которое неописуемо»:
«Господь научил меня держать ум во аде
и не отчаиваться, и так смиряется душа
моя. Но это еще не есть настоящее смирение,
которое неописуемо».
Архимандрит
Софроний (Сахаров)
|