Память иконы отмечается 28 августа нового стиля (15 августа старого стиля).
На иконе изображен круг, концентрически слагающийся из четырех, различной величины, или трех кругов.
Круг первый, центральный и самый меньший, с четырьмя исходящими из него лучами к краям последнего круга: здесь изображен Иисус Христос Эммануил, благословляющий обеими руками или, скорее, десницей, а в левой держит свиток; кругом головы нимб крещатый с надписью. Лучи, исходящие от круга с Иисусом Христом, кончаются вне большого круга, пред изображениями четырех евангелистов или их символов.
Круг второй, больший, представляет собою как бы лицо человека, на котором помещены 4 глаза, один нос и одни уста. Надпись на окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».
Круг третий — более обширный. Над вышеописанным вторым кругом и
надписью изображена с воздетыми руками Пресвятая Дева с надписью над Нею
MP.ФУ. Самый же круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из
центра главного Солнца Правды — Иисуса Христа, на право и налево от
Которого написано: «Очи мои на верным, земли посадити и с собою».
Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляли солнце из Девической
утробы, возсия во тьме, заблуждшим благоразумия просвещение подавая».
Круг четвертый, самый большой, изображает звездное небо с тремя
серафимами и надписями на окружности против них: «Серафим слово Бог»,
или изображены четыре ангела на поле иконы, из которых два внизу имеют
свитки. Над третьим кругом и главою Божией Матери находится еще как бы в
венце всей иконы круг, усеченный внизу, в котором олицетворено «Небо
небес» с тремя в нем серафимами, со страхом и трепетом взирающими на
Господа Саваофа, который благословляет обеими руками; Дух Святой, от
Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Приснодевы Марии.
Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям
которого надпись: «Бог с небесе сияния своего сподобимя». На всей же
окружности четвертого круга надпись: «Свят, свят, свят Господь Саваоф,
исполнъ небо и земля славы Твоея». На иконе Господь, окруженный
облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростертыми
крылами; Господь благословляет обеими руками; на персях у Него Дух
Святой в виде голубя. На углах всей иконы расположены четыре круга,
начинающиеся от третьего и выступающие за четвертый: в них изображены
символы евангелистов с объяснительными на окружности надписями
следующего рода: «Матфей писан ангел». Толкование: «посол Господень».
«Марко писан орлим». Толкование: «возлете на небеса». «Лука писан
телчим». Толкование: «Мир». «Иоанн писан лев». Толкование: «во гробе
положиша». Кроме сего, внизу помещены два ангела, поддерживающие рамку
для надписи названия иконы. Как показывает самое название иконы —
Всевидящее Око, она выражает идею всеведения Господа, Который
уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения —
нашему высшему органу — глазу: Око Божие, это — ум Божий. Образ солнца,
с лицом человека на иконе, имеет большое значение, ибо в его центре
изображен Богочеловек Иисус Христос, это праведное солнце от недр
Пречистой Девы, наитием Свято го Духа; как человек, Он родился на
земле, как Бог — рожден прежде век от Отца. Вочеловечение и Предвечное
рождение от Господа и Отца светов выражены на иконе изображениями в
небесах Бога Отца и Святого Духа, сходящего на главу Пресвятой Девы, и
образом Иисуса Христа, просвещающего весь мир и до скончания века вечно
пребывающего с Церковью, Им основанною на земле.
Другие иконы Пресвятой Богородицы >>
|