Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
Пресвятая Богородица

***

Заступничество Богоматери при нашествии на Москву полчищ Тамерлана

 

Летом 1395 года в русские пределы вторгся страшный завоеватель, “бич народов” Тамерлан. Он хвалился тем, что трава не растет на том месте, где ступил его конь. Тамерлан взял уже город Елец с его князем, перебил много народа и двинулся на Москву. Великий князь Василий Димитриевич спешно собрал войско и ждал у Коломны грозного завоевателя. Велено было перенести из Владимира в Москву прославленную Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Плач стоял в московских храмах. Усерднее возжигали неисчислимые свечи перед иконами: “Милосердная, Милосердная! Неужели доползет до святого града лавина тамерлановых полчищ!” — Москва звала Богоматерь. Икона продвигалась к Москве. Москвичи с великокняжеской семьей и всем духовенством вышли встречать святыню на Кучково поле. И чудо совершилось. Еще не получая никаких вестей, люди вдруг почувствовали освобождение от беды и возрадовались.

В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору. С горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Дева. Тьма Ангелов окружает Деву, они держат огненные мечи. Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов, старейшин и гадальщиков. “Эта Дева, — сказали они, — есть Заступница русских, Матерь христианского Бога. Ее сила неодолима.” — “Не сладить нам с ними,” — воскликнул Тамерлан и велел своим полчищам повернуть обратно. “Бежал Тамерлан, — говорит летописец, — гонимый силой Пресвятой Девы.” (Е. Поселянин. Московский патерик. С. 6).

 

***

Заступничество Богородицы за нашу Родину во времена царя Феодора Иоанновича при нашествии крымских татар

В царствование Феодора Иоанновича на Русь напали завоеватели: шведский король пошел на Новгород, а крымский царевич Нарадын со своим братом — на Москву. Подойдя к Москве, Нарадын с войском расположился в ее окрестностях — на речке Котловка и на Воробьевых горах.

Феодор Иоаннович, пославший большую часть войска к Новгороду для отражения шведов, увидел полную невозможность своими малыми силами противостоять татарам и обратился со слезной молитвой к Пресвятой Богородице, прося Ее помощи. Он вошел в Благовещенский собор, взял чудотворную икону Божией Матери, именуемую “Донская,” и обошел с ней крестным ходом стены Кремля и ряды своих воинов. Молитва благочестивого царя была услышана. Ночью он получил откровение от Царицы Небесной, что силой Ее Сына по Ее предстательству враги будут побеждены.

На другой день рано утром Нарадын напал на русских и бился с ними целые сутки. Но вдруг объял его великий страх, и он, гонимый невидимой силой Божией, обратился со своими полчищами в постыдное бегство. Русские преследовали его, многих татар побили, многих пленили и взяли большую добычу. В том же году Нарадын, желая отомстить за поражение, снова пошел на Москву. Но и на этот раз потерпел неудачу, будучи “поражен, как говорит сказание, десницей крепкой Сына Божия за предстательство Богоматери, Пречистой Богородицы.”

После этого благоверный царь в благодарность Царице Небесной и в память об одержанных победах на месте, где стоял чудотворный Донской образ Богородицы посреди русских полков, повелел устроить в честь Богородицы церковь, основал при ней мужской монастырь и учредил в нем ежегодный крестный ход.(Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 914).

 

***

Заступничество Божией Матери за Новгород

В 1170 году князь Андрей Суздальский, собрав большое войско, послал на Новгород своего сына Романа. К Андрею еще присоединились князь Мстислав и семьдесят других князей и вместе огромными силами подступили они к Новгороду. Новгородцы, не видя ниоткуда помощи, всю надежду возложили лишь на Господа Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь и, наскоро устроив вокруг города укрепления, стали ожидать врагов. Последние не замедлили прийти и в продолжение трех дней со всех сторон окружали город. Но вот, в третью ночь осады Господь явил Свое милосердие осажденным. Когда архиепископ Иоанн молился об избавлении города перед образом Спасителя, вдруг услышал он голос: “Пойди в церковь Иисуса Христа, что на Ильинской улице, и возьми там образ Пресвятой Богородицы; поставь его на городские стены против врагов и обретешь спасение города.” Утром архиепископ рассказал всему освященному собору и народу о бывшем ему голосе, и все прославили Бога. Затем святитель вошел в церковь, пал на колени перед образом Богоматери и стал молиться об заступничестве от врагов. Во время его молитвы образ сам сдвинулся со своего места, и все в умилении воскликнули: “Господи, помилуй!” Святитель, взяв икону, передал ее диаконам и велел нести на городские стены, а сам с клиром и народом последовал за ней. Когда же икона была поставлена на указанное место и обращена ликом к врагам, то те еще более озлобились и пустили в осажденных тысячи стрел. Но в это время икона вдруг повернулась ликом к городу, и на глазах Богоматери появились слезы. И разгневался Господь на супротивных, и покрыла их тьма, и стали они поражать друг друга. Новгородцы, видя это, вышли из города и разбили врагов. Так Новгород был спасен. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 222).

 

***

Чудесная помощь Богородицы, оказанная Почаеву при нашествии татар в 1675 году


Летом 1675 года полчища татар, предводительствуемых ханом Нуреддином, подступили к Почаевской обители и, обложив ее с трех сторон, осаждали в течение трех суток, грозя совершенным разорением. Татары уже сожгли окрестные строения, убили одного священника и одного иеродиакона из монастырской братии.

Наконец, в ночь на 23 июля они составили совет и решили: подняв многочисленнейшую силу, единодушно взять монастырь и умертвить всех христиан, в нем находящихся. Слабая монастырская ограда не представляла никакой защиты для осажденных: в то время в Почаеве келии были деревянными, монастырь имел только несколько каменных построек и был огражден с нескольких сторон лишь дубовым палисадом. В этих обстоятельствах игумен обители Иосиф (Добромирский) убедил братию и прочих христиан, укрывшихся в стенах монастыря, оставив всякую надежду на земную помощь, обратиться к единственной заступнице — Божией Матери и блаженному угоднику преподобному Иову. Будучи в такой беде, иноки и миряне непрестанно молились Богу, проливая теплые слезы и припадая к образу Пресвятой Богородицы и к раке блаженного Иова.

Между тем в среду 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о том, как удобнее было бы овладеть монастырем. Игумен велел петь акафист Божией Матери. И лишь только начали петь первый кондак “Взбранной Воеводе,” как над Великой церковью внезапно появилась Сама Пресвятая Богородица, окружённая Ангелами с обнаженными мечами, “омофор бело-блестящий распуская.” Рядом с ней был преподобный Иов, прилежно молящийся Богородице, да не предаст в неволю татарам монастырь, где он некогда был игуменом. Татары сначала приняли это за привидение и пустили стрелы в Пресвятую Богородицу и блаженного Иова, но стрелы начали возвращаться назад и ранить тех, кто их пускал. Объятые ужасом враги пришли в необычайное замешательство: “иные, думая, что это небесные воины, гнали вслед их и хотели убивать их, устремляясь друг на друга и убивая один другого, другие были попраны лошадьми и, таким образом, изволением Божиим, оставили свое оружие, побежали от горы Почаевской.”

Между тем освобожденные таким необычайным образом православные погнались за татарами и захватили множество пленных, из которых некоторые, по словам автора “Горы Почаевской,” приняв христианскую веру, остались потом на монастырском послушании до своей кончины. (Прот. А. Хойнацкий. Волыно-Почаевский патерик. С. 182).

 

***

Явление Богородицы Преподобному Сергию

Однажды глубокой ночью Преподобный Сергий совершал свое келейное правило и перед иконой Богоматери пел акафист, что и делал — по своему обычаю — ежедневно. Окончив молитву, он сел отдохнуть, но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейнику, преподобному Михею: “Бодрствуй, чадо, мы будем в этот час иметь чудесное посещение.” Едва он сказал это, как послышался голос: “Се, Пречистая грядет!” Тогда старец встал и поспешно вышел в сени. Здесь осиял его свет ярче солнечного, и он увидел Преблагословенную Деву, сопровождаемую Апостолами Петром и Иоанном Богословом. Не в силах вынести это чудное сияние неизреченной славы Матери Света, Преподобный Сергий пал ниц, но благая Матерь прикоснулась к нему рукой и ободрила его словами благодати: “Не бойся, избранниче Мой, — изрекла Она, — Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу, Я неотступна буду от места этого и всегда буду покрывать его.” Сказала так и стала невидима. Затрепетал старец от страха и радости. Несколько минут он был как бы в восторженном состоянии, а когда пришел в себя, то увидел своего ученика Михея лежащим на полу, как бы умершим. Великий наставник мог видеть Царицу Небесную и слышать голос Ее, а ученик, пораженный ужасом, не в состоянии был видеть все и видел только свет небесный... (Троицкий патерик. С. 250).

 

***

Явление Божией Матери преподобному Елеазару и заповедь всегда в молитве призывать Ее имя

Однажды, по своему обыкновению, преподобный Елеазар совершал в келии краткую Иисусову молитву и полагал поклоны, а потом стал читать молитву к Пресвятой Богородице: “Пресвятая Госпожа Владычице, Богородице, спаси меня, грешного!” И вот внезапно является перед ним Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды — одну на голове и две на плечах. Царица Небесная произнесла: “Елеазар, не переставай призывать Меня в своих молитвах, и Я буду помогать тебе до исхода твоей души.”(Соловецкий патерик. С. 98).

 

***

Чудесное спасение Богородицей двух мальчиков из турецкого плена; их жизнь в монастыре и встреча с матерью

 У одной вдовы турки пленили двух ее малолетних сыновей. Несчастная мать, заливаясь слезами, плакала о своих детях и вдовстве, об убожестве и совершенном пренебрежении всеми её горя и все свое утешение находила только в чаянии милости и заступничества Царицы Небесной, к Которой молитвенно прибегала в плаче и страдальческих слезах, поручая Ей, как себя, так и — в большей мере — детей и умоляя Ее о спасении их от сатанинских козней и избавлении от агарянского плена. Молясь со все своей горячей верой, она была услышана: дети ее чудесным образом были спасены и выведены из темницы. Это произошло следующим образом. Однажды ночью явилась находящимся в темнице детям Пресвятая Богородица в образе их матери и сказала: “Встаньте, дети мои возлюбленные, и следуйте за Мной.” Дети вскочили от радости, двери темницы растворились сами собой, и Богоматерь, выведя оттуда детей, привела их в монастырь (в городе Неаполе), посвященный Пречистому Ее имени. Это было во время утрени. Приказав им остаться в этой обители, Она убеждала их, чтоб слушались игумена и братию, а в заключение повелела принять на себя ангельский образ. “Я, — продолжала Мнимая Мать, — спустя некоторое время приду к вам. Преуспевайте в подвигах духовной жизни и прощайте!” При этих словах Она благословила их и стала невидима. После утрени, принимая благословение от игумена, дети рассказали ему о случившемся с ними, и тот, по вдохновению свыше, понял, что они были выведены из темницы чудесным образом. Прославляя всемогущество Бога, он поручил одному из своих старцев обучить детей Священному Писанию и правилам иноческой жизни. Скоро они преуспели в духовном образовании, и, согласно их сердечному влечению и побуждениям духа, игумен постриг их в иночество. Между тем мать их, не имея никаких сведений об отнятых у нее детях, решила оставить мир и тоже посвятить себя подвигам иноческой жизни. Вследствие этого она покинула Елатию, где она жила, и по тайному водительству Промысла удалилась в город Неаполь, где и вступила в женскую обитель. Там она приняла пострижение от того самого старца, который постриг ее детей, и была наречена Евдокией. Находясь в близком соседстве, мать и дети не встретились, и в так неизвестности прошло какое-то время. Раз по случаю храмового праздника в мужскую обитель, где подвизались братья (одним из них был преподобный Филофей), в числе прочих монахинь женского монастыря пришла и Евдокия, Когда кончилась Божественная литургия, младший из детей Евдокии, встретив своего брата, занимавшего должность екклесиарха, случайно назвал его вслух прежним мирским именем. Услышав имя Феофила, Евдокия вздохнула и невольно, увлекаемая чувством материнской любви, начала всматриваться в лица двух братьев. Ее сердце забилось невыразимо! Недолго могла она сдерживать внутреннее волнение и порыв материнской нежности. Евдокия подошла к ним, назвала каждого по имени, и когда сами братья в ее старческих чертах узнали свою незабвенную мать, тотчас бросились к ней в объятья и плакали, благословляя Бога, соединившего их. На ее вопрос, когда и каким образом они освободились из плена, дети отвечали: “Ты сама лучше нас знаешь это, к чему же любопытствуешь? Не ты ли, освободив нас из рук турок, привела сюда? И не ты ли велела нам жить в этой обители, обещая прийти к нам?” Мать поняла тайны судеб Божиих. Это убедило ее в особенном предстательстве Божией Матери, она прославила Ее помощь в дивном спасении своих детей. На слезы радости и на трогательное свидание матери со своими детьми собралась вся братия и, узнав о чудном происшествии, торжествовала духовно. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 282).

 

 
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї