О Божественной литургии:
ветхозаветные прообразы
Ангел клещами берет
угль огненный, прообраз и образ духовного огня — Христа. И этот угль очистил
уста пророка, чтобы сделать их устами Бога. Верующий, приступающий к Чаше
жизни, «радуясь и трепеща», причащается огня духовного, Который очищает все его
существо, попаляет скверну и неизреченно орошает его (из молитвы ко Святому
Причащению). Причащающийся Угля Христа становится не просто устами Божиими, но
богоносным и христоносным.
Жертва Христова
— это и чистая жертва, о которой говорит
пророк Малахия: От востока солнца до запада славно имя Его во языцех, и на
всяком месте приносится каждение имени Моему и жертва чистая (ср.: Мал. 1, 11).
Все эти прообразы —
события и пророческие слова — предызображают Таинство Божественной Евхаристии.
В каждом из этих событий имеются детали, которые напоминают нам Евхаристическое
приношение. Хлеб и вино Мелхиседека, принесение Авраамом в жертву возлюбленного
и единородного своего сына, жертвенник и ангельское служение в пророческом
видении, угль — посредством этих деталей создается образ Святого Приношения.
Однако истинный
смысл этого образа не был открыт в Ветхом Завете. Образ этот был сенью (тенью,
прообразом) будущих благ, присутствие которой никогда не могло сделать
совершенными приходящих с ними (Евр. 10, 1). Назначение сени — возвестить
грядущую истину. Благодаря Воплощению Слова люди, сидящие во тьме, видели свет
великий (ср.: Мф. 4, 16). Христос блистанием пришествия Своего «просветил концы
мира». Древнее обновилось, тленное стало нетленным, смертное — бессмертным.
Пришествие Света жизни (Ин. 8, 12) разрушило сень (покров) смерти (Мф. 4, 16):
«Ныне вся исполнишася света» (пасхальный канон). Все облекается в свет и
истину. Ожидаемое спасение становится исторически совершившимся событием.
Иеромонах Григорий
|