Первый безмолвник Святой Горы
Первым безмолвником
Святой Горы был преподобный Петр Афонский († 734). В мирской жизни он был
полководцем, и царь часто посылал его на неприятелей. В один из таких походов
случилось Петру потерять все свое войско и попасть в плен к агарянам. Его
заточили в одну из самых сильных крепостей Аравии, так что о побеге не
приходилось и мечтать. Петр вспомнил, что давно уже в тайне души обещал Богу
оставить мир и удалиться в монастырь, да все медлил с исполнением обета.
Принеся горячее покаяние и подтвердив свой давний обет, святой обратился с
молитвой к Святителю Николаю и вскоре был чудесным образом выведен из
неприступной крепости. Он пришел в Рим, здесь принял иноческий постриг от папы
Римского и, получив его благословение, сел на корабль, идущий на восток. Во
время плавания корабельщикам понадобилось пристать к берегу. Святой Петр тоже
сошел на берег и захотел немного отдохнуть. Лишь только легкий сон смежил его
очи, как явилась ему Сама Царица Небесная
в сопровождении Святителя Николая. Смиренно умолял святитель Божий Пресвятую
Богородицу показать Петру место, где бы он смог исполнить свой обет.
— Для свободного
служения Богу,— сказала Пресвятая Богородица,— нет другого более удобного
места, как Гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего в наследие Себе, дабы
те, которые хотят удалиться от мирских забот и смущений, приходили туда и
служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне Гора эта будет Моим
вертоградом. Много люблю Я место сие, и придет время, когда оно от края и до
края, на север и юг наполнится множеством иноков.
Быстрым и легким был
их дальнейший путь, однако у Горы Афонской корабль неожиданно встал и не мог
сдвинуться с места. Святой Петр, узнав, как называется это место, с радостью
простился с корабельщиками, объяснив им волю Божию, и ступил на
Афонскую землю…
…Преподобный Петр
долго ходил по афонским тропам, пока не облюбовал глубокую и весьма темную
пещеру, в которой обитало бесчисленное множество змей и ядовитых гадов, а еще
больше — демонов. Именем Иисуса и Его
Пречистой Матери он изгнал демонов, вслед за ними уползли и гады. Однако борьба
только начиналась, ибо не может князь тьмы терпеть подвижнического духа и
всегда стремится угасить его раньше, чем он станет неподвластным его темной
силе.
Первоначально бесы
пытались просто запугать его. Они окружали пещеру, выли, кричали, скидывали с
горы огромные камни и т. д. Все их козни расс!ыпались в прах, когда святой,
выйдя из пещеры, тихо и кротко воззвал: «Пресвятая Богородице! Помоги рабу
Твоему».
Не одолев святого
Петра страхом, демон пустил в ход хитрость. Приняв облик одного из слуг святого
в его прежней жизни, враг стал уговаривать его вернуться на родину и там
основать обитель на пользу своим согражданам.
Эта мысленная брань
посеяла тревогу в душе праведника. И это тоже закон духовной жизни: явление
врага, даже в образе Ангела света, рождает в душе подвижника тревогу и
смущение, тогда как благодатные явления сопровождаются небесной радостью и
чистым покоем. В слезах обратился святой к своему мнимому почитателю: «Знай,
человече, что на это место привел меня Сам Бог и Пресвятая Богородица, и потому
без воли Их я не могу выйти отсюда». И тотчас рассыпалось наваждение, а Петр
еще долго дивился коварству и наглости врага...
...Семь лет прошли в
молитве и посте, и коварный враг уже не приступал к нему так нагло, тревожа
лишь помыслами и наветами уныния и страхований, которые святой побеждал
молитвой к своей Небесной Путеводительнице.
По прошествии семи
лет диавол вновь приступил к преподобному Петру, и на сей раз искушение было
еще более коварное и наглое. Враг явился святому в образе Архистратига силы
Божией и поведал о том, сколь славится подвиг Петра среди Ангелов, сколь угодил
он Богу, и от имени Самого Бога повелел святому переселиться отсюда в другое
место, а в знамение истинности слов осушил — якобы по велению Божию — источник,
из которого святой почерпал воду. Лукавый враг говорил о том, что должен
поведать Петру великие тайны Божии, так как тот взошел уже на степень
небожителей и даже превзошел своими подвигами древних святых и пророков, а
потому должен идти в монастыри мирские, чтобы спасать мир. «Ужели я, смердящий
и нечистый, стою того, чтобы пришел ко мне Ангел Господень» — это исповедание смиренной и чистой души сделало
ее неуязвимой для лукавых стрел врага, а послушание воле Божией и Пречистой
Богородице ниспровергло его окончательно: «Знай, что, если не придет сюда
Госпожа моя Богородица, Которая послала меня в это место, и помощник в нуждах
моих святой Николай, я не выйду отсюда»,— сказал святой Петр, и при этих словах лжеархангел
исчез. В ту же ночь явилась святому Пресвятая Богородица и поведала ему, что
уже не будет больше враг искушать его, но явится к нему истинный Ангел с
небесной пищей и будет являться впредь через каждые сорок дней, а в промежутке
будет сходить ему с неба манна. После этого святой Петр подвизался в безмолвии
еще 53 года и лишь перед скончанием его земного жития был открыт людям. И с тех
пор житие его, написанное вскоре после его блаженной кончины, стало учебником
отшельнической жизни для святогорцев, помогая им противостоять всем диавольским
искушениям.
Афонский патерик |