О бесновании
Кто от Бога, тот
слушает слова Божии,— говорит Господь (Ин. 8, 47), то есть тот повинуется
заповедям Божиим, проводя слова в дела, живя и действуя по учению Христову, и
творя волю Отца Небесного, и соделываясь наследником Божиим и сонаследником
Христу (Рим. 8, 17). А кто не слушает Бога, и делает грех, и, не озираясь,
привязывается к нему, тот раб греха (Ин. 8, 34), не есть от Бога (1 Ин. 3, 10),
а от лукавого (Мф. 5, 37)... Посему и сказал Господь иудеям: Ваш отец диавол, и
вы хотите исполнять похоти его (Ин. 8, 44). А таковые несчастнее даже явно
бесноватых, хотя ускользают от внимания многих. Потому что одержимые бесом
терзают тела свои и телесно же иногда вредят встречающимся с ними, а
уподобляющиеся началозлобному врагу лукавыми похотями и делами губят
собственные души и души неосторожно приближающихся к ним. И те (одержимые) в
час смерти вместе с телом сбрасывают и озлобление демонское, а нераскаянно
грешащие имеют бессмертную язву и неизлечимую. И одержимого явно демоном по
телу мы все жалеем, а убийцу и сребролюбца, гордеца, бесстыдника и непокорного
и всех таковых не только не жалеем, но и ненавидим. Ибо тот непроизвольно
подвергается страданию, а любящий грешить навлекает на себя собою самим
избранное бедствие, иногда страдая и внутренней болезненной испорченностью, и
злонравием.
Поскольку же многие
из людей ярости диавола против нас не могут примечать… то попустил Бог бывать
одержимым демонами и по телу, чтобы мы все на их примере познали, сколь ужасно
состояние души, лукавыми своими делами сделавшей его всельником в себя. Когда
же сошел на землю (Пс. 17, 10), чтобы нас избавить от насилия диавольского по
душе, то прогонял демонов и от явно по телу одержимых бесами, удостоверяя
производимое в сокровенности освобождение и исцеление душевное.
Святитель Григорий Палама
|