К концу второго года
жительства преподобного Сергия на Маков-це о нем было уже известно многим
искателям истинного подвижничества. Поначалу приходили к нему для беседы и
назидания, но вскоре появились среди приходящих и те, кто желал подвизаться под
руководством молодого, но уже столь опытного пустынножителя. Сергий на первых
порах не только не хотел принять их, но и прямо запрещал селиться в своей
пустыни, предупреждая о тяготах и трудностях пустынного жительства. Пришедшие к
нему соглашались терпеть все ради того, чтобы жить рядом с таким угодником
Божиим. Всегда покорный воле Божией, и на этот раз, уразумев пути Божии,
Преподобный давал первое наставление пришедшим: «Я не изгоню вас, поскольку и
Спаситель наш говорил: Грядущего ко Мне не иждену вон, и Давид сказал: Се коль
добро и сколь красно еже жити братии вкупе. Я, братие, хотел жить один в
пустыни сей и так скончаться на месте сем. Но если угодно Богу, чтобы быть
монастырю в этом месте и многой братии, да будет воля Господня! С радостью
принимаю вас. Только потрудитесь создать себе келлии. И да будет вам известно,
что если в пустыню сию жить пришли, если со мною в месте этом пребывать хотите,
если работать Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякие трудности
и нужду, и недостатки, нестяжание и бодрствование…»
Вокруг лесной
церковки одна за другой возникают 12 келлий — по числу учеников, и это число долго
остается неизменным. Так Господь прикровенно дает понять, что здесь, в лесной
глуши, совершается нечто важное и новое, чему должны научиться подвижники,
приходящие сюда из разных концов Русской земли, как когда-то учились у Него
апостолы...
...Жизнь в монастыре
течет неспешно, по раз и навсегда заведенному чину. Семь раз в день братия
собираются в церковь на молитву, во исполнение слов Псалмопевца: седмерицею
восхвалил тя (ср.: Пс. 118, 164). Между этими положенными по Уставу церковному
службами братия совершают еще молебные пения, молятся они и во время работ, во
время краткого отдыха в келлиях. Непрестанная молитва по заповеди апостола и по
примеру святых отцов была их неукоснительным правилом. По праздникам в обитель
приходил священник из ближайшего села или игумен Митрофан, постригавший
Преподобного в монашество, и совершал литургию, за которой братия причащалась
Святых Христовых Таин.
Руководил жизнью в
обители, конечно же, Преподобный, но сам он оставался лишь смиренным иноком, не
облеченным ни священным саном, ни игуменским званием. Он управлял исключительно
силой собственного примера, кротким и смиренным словом и на деле исполнял завет
Христов: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9,
35). Преподобный принимает на себя все самые трудные и нелюбимые братией
работы: носит воду в двух водоносах (нередко тайно и оставляет ее при дверях
братских келлий), рубит дрова и складывает в аккуратные поленницы около дверей
келлий, мелет зерно. Печет хлеб, кроит и шьет одежду для себя и для братии.
Если кто-то из братий отходил ко Господу, сам готовил усопшего к погребению. По
слову преподобного Епифания, святой начальник Лавры служил братии как раб
купленный, всячески стараясь облегчить им жизнь.
Так сложилась
полнокровная монашеская община, хотя в ней еще не было канонически
поставленного игумена. По-прежнему братия совершали положенные Уставом
богослужения, но с ростом числа братии все острее сказывалась необходимость в
священнослужителе, могущего совершать Божественную литургию, которая есть
сердцевина и основание жизни во Христе...
...На время острота
проблемы снялась с приходом игумена Митрофана. Он был уже в годах и пришел в
обитель, чтобы здесь окончить свои дни. Однако в обители игумен пробыл не
больше года, после чего заболел и вскоре преставился ко Господу. Братия все
чаще стали приступать к Преподобному с требованием, чтобы он принял священный
сан и управление обителью. Преподобный Сергий уклонялся от этой чести, сколько
мог. Однако братия тоже стояли на своем. Да и жизнь на Руси была слишком
тяжелой и опасной. Многие приходили в обитель, ища защиты и отдохновения, и им
тоже нужен был исповедник и совершитель Божественного Таинства.
Однажды братия,
собравшись все вместе, пришли к преподобному Сергию и сказали: «Отче! Мы не
можем долее жить без игумена. Исполни наше сердечное желание: будь нашим
игуменом, будь наставником душ наших. Мы будем каждый день приходить к тебе с
покаянием и открывать перед тобою нашу совесть, а ты будешь подавать нам
прощение, благословение и молитву. Мы желали бы видеть тебя совершаю-щим
ежедневно Божественную литургию и от твоих честных рук причащаться святых
Христовых Таин. Ей, честный отче, таково наше общее сердечное желание. Не
откажи нам в этой милости».
Преподобный и на
этот раз отказался, прося братию оставить его Богу, чтобы Он творил на нем Свою
святую волю. Не трудов и ответственности боялся святой Сергий — нет, боялся он
только одного: повредить своему спасению, нарушить волю Божию, приведшую его в
пустыню для смиренной и покаянной молитвы. Однако именно воля Божия ясно
проявилась в упорстве братий, которые, беззаветно любя своего учителя, впервые
воспротивились ему. «Зачем ты, отче,— говорили они,— отказываешься исполнить
наше общее желание? Ведь ты основатель этой обители. Будь же ей и настоятелем.
Твоя добродетель собрала нас здесь — она же пусть и управляет нами. Ты насадил
виноград сей — ты и питай нас своим учением и плодами примера твоего»...
...И еще несколько
дней продолжались эти переговоры и уговоры. В этих беседах с братией просияло
поистине Христово смирение Преподобного. «Простите меня, отцы мои и господие,—
со слезами говорил он старцам, пришедшим к нему за решительным ответом,— кто я,
грешный, чтобы мне быть иереем Божиим? Как дерзну я на такое служение, перед
которым со страхом и трепетом преклоняются и сами Ангелы? Нет, это выше меры
моей, отцы мои: я еще не начинал жить по-монашески — как же я осмелюсь
коснуться святыни Божией? Вот мое дело: плакать о грехах моих, чтобы вашими же
святыми молитвами достигнуть оного края желаний, к которому стремится от юности
моя грешная душа».
Братия поняли, что
никакие уговоры не склонят их любимого Авву изменить свое решение, и тогда
прибегли к последнему средству: сказали, что оставят служение Святой Троице,
разойдутся «с места сего» и станут невольными нарушителями своих обетов. Святой
Сергий услышал в этих
словах Божественный наказ и смиренно ответил: «Желаю лучше учиться, нежели
учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать, но боюсь суда Божия. Не знаю,
что угодно Богу; святая воля Господня да будет!»
Назад
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter