Божественная литургия: ветхозаветные прообразы
Божественная
Евхаристия уподобляется жертве пророка Илии (3 Цар. 18, 17–40). Как тогда после
молитвы пророка сошел огонь с неба и попалил жертву, подобным образом и
священник стоит пред престолом, «не огнь низводя, но Духа Святого, и творит
молитву усердную не для того, чтобы некий огнь свыше попалил предлежащее, но
чтобы благодать, ниспадающая на Жертву, через нее зажгла души всех» (святитель Иоанн Златоуст).
Пророк Исаия, говоря
о своем призвании к пророческому служению, приводит прекрасное видение,
предшествовавшее его призванию и приготовлявшее его к принятию его. И было в то
лето, когда умер царь Озия, увидел я Господа, сидящего на Престоле высоком, и
храм, исполненный славы Его. И Серафимы стояли вокруг него... И восклицали они
друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны Небо и земля
Славы Его. И поднималось надвратие от гласа, которым восклицали они, и храм
наполнился фимиамом... И был послан ко мне один из Серафимов, и в руке он имел
уголь, который щипцами взял от жертвенника, и коснулся им уст моих и сказал:
Вот, это коснулось уст твоих и отнимает беззакония твои и грехи твои очищает
(ср.: Ис. 6, 1–7).
Для святых отцов, составлявших
последования Божественной литургии, не было сомнений в значении видения: пророк
описывает нам небо и ангельское служение. Это премирное служение неведомо было
человеку до пришествия Господа на землю: между небом и землей пропасть великая
утвердися (Лк. 16, 26). Однако воплощение Сына и Слова Божия разрушило
средостение вражды. Пропасть превратилась в мост, соединяющий землю с небом...
...Ангелы сходят на
землю, доринося Небесного Владыку, и Ангельская песнь, Победная песнь поется в
храме славы Господа. Поэтому и священнодействующий архиерей, пишет святой Иоанн
Златоуст, когда стоит у святой трапезы, вознося словесную службу и принося
Бескровную Жертву, не просто зовет нас к этому славословию, но, прежде сказав о
Херувимах и помянув Серафимов, повелевает таким образом всем вознести этот
страшный глас, отрывая от земли помышления нас, сликовствующих, и обращаясь к
каждому из нас: «Ты поешь с Серафимами, с Серафимами стой, вместе с ними взлети
на крыльях, вместе с ними облети Престол Царский». «Тот жертвенник — прообраз и
образ этого жертвенника, тот огонь — образ этого Огня духовного. Но не дерзнули
Серафимы коснуться его рукою, а лишь клещами, ты же рукой берешь».
Иеромонах Григорий
***
Когда мы будем
оклеветаны или обижены легкомысленными или лукавыми, злыми или искажающими
истину людьми, постараемся всеми силами не желать себе оправдания от людей,
если обида относится только к нам самим. Также не будем говорить: «Пусть Бог им
воздаст», потому что и это является проклятием. Лучше простить их от всего
сердца и попросить Бога, чтобы Он укрепил нас и мы смогли бы поднять тяжесть
клеветы, продолжая свою духовную жизнь (по возможности незаметно). И пусть
люди, которые имеют обычай судить и осуждать, продолжают клеветать на нас,
потому что тем самым они постоянно уготовляют нам золотые венцы для истинной
жизни.
Бог попускает
человеку претерпевать различные испытания, болезни, вред и многое другое,
клевету со стороны окружающих нас людей, оскорбления, несправедливости. Мы
должны принимать их терпеливо, без расстройства, как благословение Божие. Когда
кто-нибудь поступает с нами несправедливо, мы должны радоваться и считать того,
кто несправедлив по отношению к нам, своим великим благодетелем, потому что он
становится причиной умножения нашей награды в иной жизни. Бог попускаемыми Им
испытаниями готовит нас к Своему Небесному Царству, чтобы мы имели в руке
паспорт испытаний.
Старец Паисий Святогорец
|